Все новости
Детально
1 Августа 2006, 19:00

Борис Грачевский: "Моя жизнь - это самый эротичный роман!"

- Слава Богу, что у меня нет ни одного сюжета про журналистов! Вас ведь только подпусти, и вы такое понапишете! - заявил на пресс-конференции в уфимском Дворце культуры "УЗЭМИК" директор и художественный руководитель юмористического тележурнала "Ералаш" Борис Грачевский. Так категорично и резко он отреагировал в самом начале беседы...

- Слава Богу, что у меня нет ни одного сюжета про журналистов! Вас ведь только подпусти, и вы такое понапишете! - заявил на пресс-конференции в уфимском Дворце культуры "УЗЭМИК" директор и художественный руководитель юмористического тележурнала "Ералаш" Борис Грачевский. Так категорично и резко он отреагировал в самом начале беседы на вопрос обозревателя агентства "Башинформ": почему бы не провести кастинг и среди журналистов для съемок в новых сериях "веселых историй".
Главный "ералашевец" приехал в Уфу для того, чтобы продемонстрировать уфимским школьникам новые сюжеты, показ которых по ТВ состоится только к Новому году. "Это очень секретные серии, дайте мне честное слово, что вы никому о них не расскажете, - попросил он собравшихся зрителей, - не расскажете?" И зал Дворца, заполненный до отказа ребятней разных возрастов, дружно скандировал: "Нет!" Дети во всем вторили Грачевскому. Он не смог убедить их только, что невозможно 32 часа и сорок минут подряд смотреть все истории "Ералаша", отснятые за 32 года существования тележурнала. И что артистом быть - тяжко.
"Вы помните серию про то, как брат кормил сестренку манной кашей, рассказывая ей сказку про Красную шапочку? "Жуй-жуй, глотай!" - приговаривал он. Так вот, три минуты идет на экране этот сюжет. А снимали мы его три дня подряд по восемь часов, - рассказал Грачевский. - Все это время маленькая девочка, которой было тогда всего-то четыре с половиной года, ела манную кашу. Наелась на всю жизнь, потому что потом не могла проглотить ни одной ложки".
"А целоваться как страшно в кадре! Это все равно, что прыгать со второго этажа! - пытался образумить он детишек, поднявших руки для участия в кастинге молодых артистов будущих серий "Ералаша". - Артистам достается так, что не позавидуешь. Я за 38 лет работы в кино насмотрелся уже ужастиков, меня туда теперь ничем не заманишь. Ну, как? Все равно хотите сниматься? Только честно! А почему это у нас взрослые-то руки не поднимают? Стесняться не надо, это нормальное желание. Я сам жутко хотел стать артистом. И первая моя роль была в сказке "Варвара-краса, длинная коса". Я там палец высовывал страшный из воды, напоминал царю о долге".
Выбрав трех ребят: двух мальчиков и девочку, Грачевский продемонстрировал с их помощью, насколько трудно войти в нужный образ, когда на тебя смотрит множество глаз.
На пресс-конференции, параллельно с которой по окончании творческой встречи со зрителями, был организован кастинг, Борис Юрьевич пояснил, что утром следующего дня он отсмотрит тех детишек, которых отберут его помощники. И решит, кто из них будет приглашен в сентябре приехать в Москву на "большой" кастинг.
Попадание в "Ералаш" обеспечивает начинающему артисту помимо хорошей школы актерского мастерства и всероссийской славы, хороший гонорар. "Мы платили детям даже тогда, когда нам запрещали это делать, - признался он, - сегодня ребенок получает за день съемок 500 долларов. Меня дети уважают и немного побаиваются. Мы никого не ругаем, не воспитываем, но они знают, что, если начнут плохо работать, то им просто никто не позвонит и не пригласит на съемки".
Но Борис Юрьевич признался, что приоритетом в творчестве для него было и остается само творчество. "Я мирюсь с плохими характерами как взрослых, так и детей, если они по-настоящему талантливы на площадке, - говорит он.- Есть у нас, к примеру, один оператор, с которым я ни за что никогда не хотел бы иметь дело, и не работал бы с ним, но что поделаешь, если у него дети раскрываются как ни у кого другого. Или вот два моих любимчика - Аня Суханова и Саша Головин. Жуткие дети, характер отвратительный, всех изведут своими капризами! Но гениальные артисты! Я даже начинаю скучать, если они у нас долго не работают. А вот дочь свою выгнал из "Ералаша". Мне не нравилось то, что она делала. В этом смысле я непримирим. Между мной и творчеством не должно быть ничего лишнего, мешающего. Я даже к нашим режиссерам на площадку не хожу, потому что тогда становлюсь соучастником. Мы все обговариваем с режиссерами на уровне сценария, затем они приносят отснятый материал. Что-то получилось, что-то нет. И тут мы начинаем спорить, я заставляю переделать или вырезаю безжалостно то, что мне не греет душу. Иногда соглашаюсь с доводами, но чаще, какие бы ни были задействованы и потрачены силы - материальные, технические, человеческие, мы выбрасываем то, что не задевает меня как зрителя. Одно время как-то озвучивал в "Ералаше" попугайчиков, скрипучие двери, ковры-самобранки - все это было моим. Запишу, и вроде бы мне нравится. Потом понял, что не могу быть объективным. А в нашем деле важно быть независимым, чтобы "фишку рубить" - где смешно, а где нет".
Сын и дочь Грачевского закончили продюсерское отделение ВГИКа. Но по стопам знаменитого отца не пошли, работают в коммерческой сфере. Пока были маленькими, смотрели "Ералаш", сейчас не до того. Но недавно 57-летний Борис Грачевский стал дедушкой. И вновь в их семье есть тот, ради кого стоит продолжать это нелегкое веселое кино.
"У современных детей отняли детство, они потеряли хорошие сказки, мультики, телепередачи, - сокрушается главный детский режиссер, - взамен им подсунули пустых телепузиков, чтобы отвлечь детей на какое-то время и освободить от них родителей. Но наша страна единственная в мире, которая может сопротивляться этому тупому американскому танку. Наш юмор намного умнее, чем у них. Они не привыкли думать, а в нашей стране давняя хорошая традиция - работать с детьми, развивать их. Правда, школа, я помню еще со своего детства, - это первый инструмент, который давит в ребенке личность. Выхода из этого я не вижу. Но у нас в "Ералаше" мы стараемся сохранять индивидуальность ребенка".
Индивидуальность - одно из непременных условий, которые обеспечивают ребенку успешную карьеру в тележурнале.
"Важна неординарная внешность, яркая, смешная, и талант, свободное перевоплощение", - подчеркивает руководитель "Ералаша".
Отвечая на вопрос, как за последние тридцать лет изменились дети, он заметил, что они быстрее взрослеют. "10 лет - это был наш адрес первоначально, - делится он, - но потом нас стали смотреть дети 14-15 лет, а теперь и пятилетние. Эти малыши все прекрасно понимают и хохочут над нашими историями".
Касаясь личного счастья, московский гость сказал, что в его жизни, как и в любой другой, есть все - и белое, и черное. В ней много сейчас разных перемен, событий. "Но я счастлив, просыпаясь утром, от того, что приду на работу, буду заниматься делом, которое мне нравится, имеет признание у тех, для кого я это делаю, - размышляет он. - Моя жизнь - это самый эротичный роман. И мне, помните, как у Высоцкого в последнем его стихотворении, "есть что сказать, представ перед всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним". Моя батарейка, главная энергетика - это "Ералаш". И я, как в жаркий день, пью большими большими глотками из этого колодца".
По завершении беседы, Грачевский, первоначально нелестно отозвавшийся о прессе, не спеша, хотя его уже торопили организаторы встречи, роздал всем автографы, а обозревателя агентства "Башинформ" отметил особо. Фотообъектив запечатлел шутливый дружеский поцелуй на прощание журналиста и режиссера, начавшего пресс-конференцию с заявления о том, что от прессы нужно держаться подальше.
Фото Александры Витковской. Автор: Алия Давлетшина