- Слава Богу, что у меня нет ни одного сюжета про
журналистов! Вас ведь только подпусти, и вы такое понапишете! -
заявил на пресс-конференции в уфимском Дворце культуры "УЗЭМИК"
директор и художественный руководитель юмористического
тележурнала "Ералаш" Борис Грачевский. Так категорично и резко
он отреагировал в самом начале беседы на вопрос обозревателя
агентства "Башинформ": почему бы не провести кастинг и среди
журналистов для съемок в новых сериях "веселых историй".
Главный "ералашевец" приехал в Уфу для того, чтобы
продемонстрировать уфимским школьникам новые сюжеты, показ
которых по ТВ состоится только к Новому году. "Это очень
секретные серии, дайте мне честное слово, что вы никому о них не
расскажете, - попросил он собравшихся зрителей, - не
расскажете?" И зал Дворца, заполненный до отказа ребятней разных
возрастов, дружно скандировал: "Нет!" Дети во всем вторили
Грачевскому. Он не смог убедить их только, что невозможно 32
часа и сорок минут подряд смотреть все истории "Ералаша",
отснятые за 32 года существования тележурнала. И что артистом
быть - тяжко.
"Вы помните серию про то, как брат кормил сестренку манной
кашей, рассказывая ей сказку про Красную шапочку? "Жуй-жуй,
глотай!" - приговаривал он. Так вот, три минуты идет на экране
этот сюжет. А снимали мы его три дня подряд по восемь часов, -
рассказал Грачевский. - Все это время маленькая девочка,
которой было тогда всего-то четыре с половиной года, ела манную
кашу. Наелась на всю жизнь, потому что потом не могла проглотить
ни одной ложки".
"А целоваться как страшно в кадре! Это все равно, что
прыгать со второго этажа! - пытался образумить он детишек,
поднявших руки для участия в кастинге молодых артистов будущих
серий "Ералаша". - Артистам достается так, что не позавидуешь. Я
за 38 лет работы в кино насмотрелся уже ужастиков, меня туда
теперь ничем не заманишь. Ну, как? Все равно хотите сниматься?
Только честно! А почему это у нас взрослые-то руки не поднимают?
Стесняться не надо, это нормальное желание. Я сам жутко хотел
стать артистом. И первая моя роль была в сказке "Варвара-краса,
длинная коса". Я там палец высовывал страшный из воды, напоминал
царю о долге".
Выбрав трех ребят: двух мальчиков и девочку, Грачевский
продемонстрировал с их помощью, насколько трудно войти в нужный
образ, когда на тебя смотрит множество глаз.
На пресс-конференции, параллельно с которой по окончании
творческой встречи со зрителями, был организован кастинг, Борис
Юрьевич пояснил, что утром следующего дня он отсмотрит тех
детишек, которых отберут его помощники. И решит, кто из них
будет приглашен в сентябре приехать в Москву на "большой"
кастинг.
Попадание в "Ералаш" обеспечивает начинающему артисту
помимо хорошей школы актерского мастерства и всероссийской
славы, хороший гонорар. "Мы платили детям даже тогда, когда нам
запрещали это делать, - признался он, - сегодня ребенок получает
за день съемок 500 долларов. Меня дети уважают и немного
побаиваются. Мы никого не ругаем, не воспитываем, но они знают,
что, если начнут плохо работать, то им просто никто не позвонит
и не пригласит на съемки".
Но Борис Юрьевич признался, что приоритетом в творчестве
для него было и остается само творчество. "Я мирюсь с плохими
характерами как взрослых, так и детей, если они по-настоящему
талантливы на площадке, - говорит он.- Есть у нас, к примеру,
один оператор, с которым я ни за что никогда не хотел бы
иметь дело, и не работал бы с ним, но что поделаешь, если у него
дети раскрываются как ни у кого другого. Или вот два моих
любимчика - Аня Суханова и Саша Головин. Жуткие дети, характер
отвратительный, всех изведут своими капризами! Но гениальные
артисты! Я даже начинаю скучать, если они у нас долго
не работают. А вот дочь свою выгнал из "Ералаша". Мне не
нравилось то, что она делала. В этом смысле я непримирим. Между
мной и творчеством не должно быть ничего лишнего, мешающего. Я
даже к нашим режиссерам на площадку не хожу, потому что тогда
становлюсь соучастником. Мы все обговариваем с режиссерами на
уровне сценария, затем они приносят отснятый материал. Что-то
получилось, что-то нет. И тут мы начинаем спорить, я заставляю
переделать или вырезаю безжалостно то, что мне не греет душу.
Иногда соглашаюсь с доводами, но чаще, какие бы ни были
задействованы и потрачены силы - материальные, технические,
человеческие, мы выбрасываем то, что не задевает меня как зрителя.
Одно время как-то озвучивал в "Ералаше" попугайчиков, скрипучие
двери, ковры-самобранки - все это было моим. Запишу, и вроде бы
мне нравится. Потом понял, что не могу быть объективным. А в
нашем деле важно быть независимым, чтобы "фишку рубить" - где
смешно, а где нет".
Сын и дочь Грачевского закончили продюсерское отделение
ВГИКа. Но по стопам знаменитого отца не пошли, работают в
коммерческой сфере. Пока были маленькими, смотрели "Ералаш",
сейчас не до того. Но недавно 57-летний Борис Грачевский стал
дедушкой. И вновь в их семье есть тот, ради кого стоит
продолжать это нелегкое веселое кино.
"У современных детей отняли детство, они потеряли хорошие
сказки, мультики, телепередачи, - сокрушается главный детский
режиссер, - взамен им подсунули пустых телепузиков, чтобы
отвлечь детей на какое-то время и освободить от них родителей.
Но наша страна единственная в мире, которая может сопротивляться
этому тупому американскому танку. Наш юмор намного умнее, чем у
них. Они не привыкли думать, а в нашей стране давняя хорошая
традиция - работать с детьми, развивать их. Правда, школа, я
помню еще со своего детства, - это первый инструмент, который
давит в ребенке личность. Выхода из этого я не вижу. Но у нас в
"Ералаше" мы стараемся сохранять индивидуальность ребенка".
Индивидуальность - одно из непременных условий, которые
обеспечивают ребенку успешную карьеру в тележурнале.
"Важна неординарная внешность, яркая, смешная, и талант,
свободное перевоплощение", - подчеркивает руководитель
"Ералаша".
Отвечая на вопрос, как за последние тридцать лет
изменились дети, он заметил, что они быстрее взрослеют. "10 лет
- это был наш адрес первоначально, - делится он, - но потом нас
стали смотреть дети 14-15 лет, а теперь и пятилетние. Эти малыши
все прекрасно понимают и хохочут над нашими историями".
Касаясь личного счастья, московский гость сказал, что в
его жизни, как и в любой другой, есть все - и белое, и черное. В
ней много сейчас разных перемен, событий. "Но я счастлив, просыпаясь
утром, от того, что приду на работу, буду заниматься
делом, которое мне нравится, имеет признание у тех, для кого я
это делаю, - размышляет он. - Моя жизнь - это самый эротичный
роман. И мне, помните, как у Высоцкого в последнем его
стихотворении, "есть что сказать, представ перед всевышним, мне
есть, чем оправдаться перед ним". Моя батарейка, главная
энергетика - это "Ералаш". И я, как в жаркий день, пью большими
большими глотками из этого колодца".
По завершении беседы, Грачевский, первоначально нелестно
отозвавшийся о прессе, не спеша, хотя его уже торопили организаторы
встречи, роздал всем автографы, а обозревателя агентства "Башинформ"
отметил особо. Фотообъектив запечатлел шутливый дружеский поцелуй
на прощание журналиста и режиссера, начавшего пресс-конференцию с
заявления о том, что от прессы нужно держаться подальше.
Фото Александры Витковской.
Автор: Алия Давлетшина