Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15 ↑

EUR 68.47 ↓

3 декабря Суббота

Уфа   °

Первенец уфимского приборостроения стремится в космос

Уфимскому приборостроительному производственному объединению 6 февраля исполняется 50 лет. Почтовый ящик N 40, сороковой завод, УПЗ - Уфимский приборостроительный завод имени В.И.Ленина и, наконец, ФГУП "УППО"... Кто из коренных уфимцев не слышал этих названий? За каждым из них - определен...

Уфимскому приборостроительному производственному объединению 6 февраля исполняется 50 лет. Почтовый ящик N 40, сороковой завод, УПЗ — Уфимский приборостроительный завод имени В.И.Ленина и, наконец, ФГУП "УППО"... Кто из коренных уфимцев не слышал этих названий? За каждым из них — определенный исторический этап, славные имена руководителей и рядовых тружеников, тысячи судеб и масса достойных упоминания фактов.

Приказом министра авиационной промышленности СССР от 21 января 1956 года в связи с окончанием строительства корпуса N 1 объекта А-147 был введен в эксплуатацию Государственный союзный завод 123 Министерства авиационной промышленности (таково первоначальное название УПЗ). А толчком к его созданию послужило Постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1952 года, согласно которому было решено построить в Уфе завод авиационного приборостроения. Таким образом, уже тогда столице нашей республики отводилась важная роль в развитии промышленного потенциала страны.

Площадка для нового завода была выбрана на свободной от застройки территории, где раньше пасли скот и сажали картошку. Теперь это одна из центральных частей города. Первостроителям пришлось преодолевать немалые трудности из-за полного отсутствия дорог. Производственные корпуса начали строить в мае 1954 года. Одновременно возводились железобетонный завод и жилые дома для заводчан. За лето были выложены фундаменты и стены почти всех корпусов, проложены подземные сети и дорога от строительной площадки до ближайшей улицы.

2 апреля 1954 года приступил к обязанностям директора строящегося завода Николай Григорьевич Ковалев. Он и стал затем первым директором нового предприятия. Как вспоминал Ковалев, "энтузиазм первых строителей трудно передать в словах: квалифицированные токари, слесари, фрезеровщики с других предприятий города шли к нам подсобниками и разнорабочими, шли навстречу трудностям, бросая "теплые", насиженные места". Действительно, поначалу приходилось работать в холодных цехах, где не было еще ни полов, ни отопления. И вот наступил февраль 1956 года. Пришел тот знаменательный день, когда был выточен маленький болтик, с которого и началось производство.

Процесс становления завода шел одновременно с интенсивным строительством. Первыми изделиями были простейшие стрелочные приборы. Но с каждым годом продукция становилась все сложнее. Уже в начале 60-х годов здесь выпускали бортовое оборудование для авиации и аппаратуру для космических кораблей. Среди товаров народного потребления наибольшей известностью пользовалась электробритва "Агидель", одна из моделей которой даже побывала в космосе.

Сегодня ФГУП "УППО" — это серийный производственный комплекс с полным технологическим циклом. В XXI век предприятие вступило в составе интегрированной структуры — корпорации "Авиаприбор-Холдинг", что говорит о востребованности как производственного, так и интеллектуального потенциала УППО. Сейчас объединение принимает участие в федеральных целевых программах "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", а также в программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года".

Сегодняшняя продукция — это широкий спектр бортового авиационного оборудования и изделий для других отраслей. В России потребителями продукции УППО являются самолето- и вертолетостроительные предприятия, разработчики и производители авионики, авиаремонтные заводы. Продукция объединения эксплуатируется в составе летательных аппаратов более чем в 60 странах мира.

С первых лет работы УППО качеству выпускаемой продукции уделялось самое пристальное внимание. В настоящий момент на предприятии действует система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ИСО 9001:2000. Изделия УППО постоянно отмечаются на престижных выставках и конкурсах.

Предприятие имеет славную историю и богатые традиции. Почти все руководящее звено УППО — выходцы с завода. Так, первого директора Николая Ковалева сменил выдающийся инженер — Гений Панков. А в самые трудные, 90-е годы, у руля предприятия встал Юрий Бакланов. На протяжении 50 лет на предприятии в общей сложности проработало свыше ста тысяч человек.

За период своей полувековой деятельности ФГУП "УППО" было награждено орденом "Знак Почета" (1976 г.), ему была присуждена премия Совета Министров СССР (1982 г.), присвоены звания "Предприятие высокой культуры" (1979 г.), "Лидер российской экономики" (1995 г.) и "Лучший российский экспортер" (1999 г.).

Накануне 50-летия ФГУП "УППО" обозреватель агентства "Башинформ" обратилась с вопросами к генеральному директору объединения Александру Герасину. К своим обязанностям Александр Анатольевич приступил в июне прошлого года — назначен на этот пост по результатам конкурса на замещение вакантной должности гендиректора. В истории предприятия это шестой по счету директор и первый — "со стороны" (он коренной москвич).

— Александр Анатольевич, как вы оцениваете результаты деятельности УППО за время вашего руководства? С какими показателями завод завершил 2005 год?

— Считаю итоги прошедшего года положительными. Главное — удалось остановить падение темпов роста производства: по сравнению с началом 2005 года оно снизилось на четыре процента. Мы произвели также существенную реорганизацию в системе управления и планирования, структурные изменения, и это дало хорошие результаты. Теперь наша задача — увеличение темпов роста.

Что касается производственных показателей, то здесь тоже прослеживается позитивная тенденция. Основные финансовые поступления - 52,4 процента — получены от производства авиационной техники, которая остается для нас приоритетной. Товарной продукции выпущено на 521 миллион рублей. Индекс физического объема по итогам декабря 2005 года  — 110 процентов. На 2006 год установлена планка — один миллиард рублей.

— Какие направления вы считаете наиболее перспективными для предприятия?

— Одно из новых для нас направлений — производство изделий для электротранспорта. Не так давно УППО занялось изготовлением преобразователей тока для троллейбусов. Эта сфера деятельности сегодня расширяется, причем коллектив работает не только с Башкирским троллейбусным заводом, но и с заводом имени Урицкого (город Энгельс), "Транс-Альфа" (Вологда) и Усть-Катавским вагоностроительным заводом, где выпускают трамваи.

Преобразователи на современных транзисторах — это новая техника, которая интенсивно развивается. Начата также работа по трамвайным преобразователям. Первые образцы будут поставлены на уфимские трамваи, так как трамвайный парк города нуждается в существенном обновлении. В прошлом году было изготовлено 40 электроприводов различных модификаций для троллейбусов и трамваев. В нынешнем году планируем удвоение выпуска этой продукции.

Второе, о чем необходимо сказать: УППО будет работать на космос! Для этого уже готовим производственные площадки и квалифицированные кадры из числа молодежи. С РКК "Энергия" заключен контракт на изготовление блоков и модулей для космической техники — пока на 20 миллионов рублей. Надеемся, что до конца года объем заказов увеличится.

Традиционным для приборостроителей является авиационное направление. Делаем все возможное, чтобы удержаться в этой области: ведется поиск заказов, поддерживаются ранее наработанные связи, налаживаются контакты с разработчиками.

В плане диверсификации важным для нас стало нефтегазовое направление. Устанавливается сотрудничество с крупнейшим в мире оператором по транспортировке нефти — ОАО "АК "Транснефть". Недавно УППО одержало победу в тендере на поставку системы автоматики резервуарного парка нефтеперекачивающей станции "Калейкино" в Татарстане.

К сожалению, пока еще не получили должного внимания со стороны предприятий ЖКХ наши энергометрические приборы — по учету электроэнергии и расходу воды. Между тем они дают большую экономию. Возможно, нынешняя суровая зима послужит толчком к их установке в жилых помещениях, а следовательно — к развитию данного направления.

Ну и, конечно же, будем продолжать производство знаменитых электробритв "Агидель". Их надежность и качество выдержали проверку временем, они известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Производство бритв семейства "Агидель" постоянно растет, увеличивается выпуск комплектующих изделий к ним. Если в прошлом году мы выпускали по 20-25 тысяч бритв в месяц, то в 2006 году планируем увеличить ежемесячный выпуск до 30 тысяч штук.

— Безусловно, перспективы развития предприятия напрямую связаны с кадрами. Как у вас строится кадровая политика?

— Не секрет, что все предприятия авиапрома сейчас столкнулись с проблемой старения кадров. Естественно, и мы нуждаемся в омоложении кадрового состава, поэтому принимаем меры для привлечения молодежи на производство. С этой целью на договорной основе установили сотрудничество с УГАТУ и УГНТУ. Около 500 человек обучается в базовом производственном училище. В дальнейшем намерены создать систему сквозного обучения. Планируем провести аттестацию персонала — выявим перспективных молодых людей и предоставим им возможность карьерного роста. Думаю, что возвращение УППО в космос обязательно привлечет молодежь. Ведь в прошлые годы наш завод считался самым "молодежным" предприятием в Уфе.

Автор: Любовь Колоколова

Теги: юбилеи
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть