Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 65.60

EUR 72.62

25 августа Воскресенье

Уфа   °

Артур Назиуллин: «На сцене надо оставаться горячим!»

УФА, 5 июн 2019. /ИА «Башинформ»/.

Артур Назиуллин – заслуженный артист Башкортостана, лауреат Государственной молодежной премии имени Шайхзады Бабича, солист программ Московской государственной филармонии, солист Московской областной филармонии, и.о. генерального директора Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан и директор Благотворительного фонда Владимира Спивакова в Республике Башкортостан. С музыкантом и руководителем побеседовала обозреватель агентства Лейла Аралбаева.

- Артур Искандарович, полгода назад вы стали руководителем одного из ведущих творческих коллективов нашей республики – Национального симфонического оркестра. В связи с назначением на эту должность вам пришлось вернуться в республику из Москвы. Каких главных принципов вы придерживаетесь в работе?

— Да, я был назначен 9 ноября 2018 года. Самое главное, на что опираюсь, – на порядочность и желание развивать коллектив. Порядочность – потому что так меня мама воспитала. В нынешней работе, когда приходится решать много разных моментов, и не только творческих, – самое главное не терять внутреннее чувство такта, человечности, но при этом и не давать людям пользоваться тобой в угоду каких-то неправильных действий. Человечность, порядочность и развитие коллектива – это самое главное, в чем заключается моя цель и миссия здесь.

- Что уже удалось сделать на сегодняшний день и что ждет коллектив в ближайшем будущем?

— К нам приезжают хорошие дирижеры, и последние концерты стали определенной точкой показателя уровня и роста оркестра. Например, концерт с Айгуль Ахметшиной в Башкирском театре оперы и балета, где оркестр очень ярко себя проявил, дирижировал Дмитрий Крюков (дирижер Большого театра России, Государственной симфонической капеллы России). Это был абсолютный дуэт между солисткой и оркестром, было единение. Важные отношения у нас выстроены на долгосрочную перспективу с Московской государственной филармонией, Московской областной филармонией,  взаимоотношения по части развития и расширения нашего гастрольного графика. Задачи, которые я себе поставил (я надеюсь, смогу их реализовать) выведут наш коллектив на федеральную и европейскую сцены. Программы, которые мы реализуем, новые идеи и проекты говорят сами за себя. Хоровая программа Юрлова, которая по федеральной программе к нам приехала, замечательные солисты, дирижеры. Девятая Бетховена, Ленинградская Шостаковича в формате опен-эйр – все это хорошие точки, на которые можно опираться, чтобы дальше развивать наш коллектив.

- Планируете ли вы делать записи оркестра?

— В планах есть, но, чтобы представить их наилучшим образом, надо еще работать. Делать запись надо на качественно новом уровне, тогда это будет востребовано.

- Почитатели симфонической музыки заметили, что оркестр стал больше ездить с концертами по республике.

— Да, мы заехали и в те города, где, оказывается, уже не были девять лет, – в Нефтекамск, Туймазы. В любом городе, в любом райцентре, как мне кажется, есть люди, для которых событие сходить на концерт симфонического оркестра, и мы не должны от этого отказываться. И, конечно, наравне с Башкирией мы активно взялись за разработку наших соседей и дальше. Эта работа не делается одним днем. Надо убедить людей, что мы уже достойны показаться, что мы не региональный оркестр, а оркестр федерального уровня, который интересен публике. Постараемся возобновить и практику выездов за рубеж, хотя сейчас, я думаю, экономически еще труднее организовать гастроли, чем в начале 2000-х. Но мы останавливаться не станем.

- В преддверии Дня Победы для всех уфимцев на крыльце ГКЗ «Башкортостан» был организован прекрасный концерт опен-эйр. Будет ли такая практика продолжаться?

— Обязательно. Появилась идея и спонтанно был организован концерт. Надеюсь, что этот концерт заложит традицию на дальнейшие годы. Валерий Абисалович Гергиев каждый год проводит такие концерты на Поклонной горе. Я тоже поставил себе задачу провести такой концерт. Конечно, надо еще основательно прорабатывать всё – по-хорошему должны быть боковые стены, крыша. Мы столкнулись с таким явлением природы, как дождь. Слава Богу, самый сильный ливень нас миновал, мы успели закончить за минуту до него. Эти риски я, как руководитель, должен, конечно, просчитывать. Но мероприятие состоялось, и, на мой взгляд, очень успешно. Его надо было провести, чтобы показать, что мы готовы, мы можем и должны проводить его каждый год. Нам надо выходить за рамки ГКЗ «Башкортостан». Есть замечательный Парк Победы с Музеем Боевой Славы, Вечным огнем, где 9 мая было бы очень логично исполнять Ленинградскую симфонию Шостаковича, музыку и песни военных лет.  Скоро нам предстоит традиционно принять участие в фестивале «Сердце Евразии». Это масштабный, здорово организованный опен-эйр с участием ярких солистов и коллективов.

- С какими проблемами сталкиваетесь в вашем учреждении?

— Я очень много общаюсь с директорами по всей России, и могу сказать, что мы благополучная организация. У нас большой симфонический оркестр, но для дальнейшего развития нам нужны профессионалы высокого уровня и мы их будем добирать. Есть служебный транспорт, не говоря уже о 50-местном автобусе. Спасибо нашим учредителям – Министерству культуры республики. То, что мы имеем, это очень хорошо. Безусловно, мы будем развиваться, расширяться, улучшать материально-техническую базу и в целом делать наше учреждение еще более авторитетным посредством качества нашей работы и жизни наших сотрудников.

- Помимо кипучей работы в Национальном симфоническом оркестре вы еще и возглавляете Благотворительный фонд Владимира Спивакова в Республике Башкортостан. Какими проектами живет сегодня фонд?

— В этом году наш главный проект – «Дети – детям: музыка наших сердец», который и в этом году стал обладателем Гранта Президента России, на средства которого он реализуется. Проект, как я уже вижу, – колоссального размаха, колоссального социального, культурного, образовательного эффекта. Я счастлив, что мне выпала честь стоять у истоков реализации этого проекта и наблюдать, какое добро мы делаем детям, образовательным учреждениям, педагогам и в целом населению Республики Башкортостан. Проект уже проехал 15 городов, мы ведем статистический подсчет, какое количество человек он уже охватил, но я могу сказать, что это уже тысячи человек. Республика этот проект увидела, руководство нас поддерживает, эти люди находятся в связке, в дружеском, добром отношении к тому, что мы делаем. Хочется сказать большое спасибо нашему председателю попечительского совета Лилии Гумеровой, которая очень сильно поддерживает наш проект. Очень важно, что в города республики в рамках проекта выезжала Каринэ Хабирова, нашему делу это добавляет весомый авторитет. Очень здорово, что в республике Каринэ Владимировна такое внимание уделяет детям. Мы не загадывали, но наши идеи и цели по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совпали. Я очень надеюсь, что наш проект в этом году не закончится, будем прилагать все усилия на его пролонгацию.

Возможно, в этом и заключается миссия Фонда Спивакова, чтобы выезжать в малые города, в села, в райцентры, проводить детские концерты, когда дети играют для детей, давать мастер-классы в образовательных учреждениях. Вы даже не представляете, с каким восторгом и даже в чем-то с жадностью педагоги впитывают информацию. Они такого никогда не слышали. Когда к ним, в село Мраково или Инзер, приезжают из Московской консерватории, из Академии Гнесиных. И это всё благотворительно, всё бесплатно – мы приезжаем на своем автобусе, со своими инструментами, все организационные вопросы берем на себя. Конечно, хочется сказать спасибо главам городов и районов, которые поддерживают на местах, принимают музыкантов, детей и педагогов, это важно. Весь летний период мы решили посвятить только городу Уфе, первый концерт 1 июня прошел в Республиканской детской клинической больнице. Предстоят еще выступления в детских домах, больницах.

- Ваша работа в благотворительной сфере переплетается с работой оркестра?

— Да, мы начали с оркестром проводить благотворительные концерты, фактически в каждом городе республики, куда бы мы ни приезжали – либо детский дом, либо интернат, либо учреждения, где находятся дети – в Уфе был даже кадетский корпус. 31 мая НСО выступил с программой в парке имени Гафури с программой «От сердца к сердцу», где приняли участие талантливые воспитанники учреждений культуры г. Уфы и Фонда Спивакова. 2 апреля, в ГКЗ «Башкортостан» с НСО выступили дети с ограниченными возможностями здоровья. Страшно даже называть диагнозы, с которыми выходили дети на сцену. Они замечательно играли, пели, находились абсолютно наравне со всеми, и даже в чем-то выше. В зале на глазах у людей блестели слезы восторга от выступлений детей, которые впервые в жизни вышли на огромную сцену главного концертного зала республики с главным симфоническим оркестром республики. Большое спасибо нашему дирижеру Дмитрию Крюкову, который приезжает и очень много с нами работает. Он своей добротой и авторитетом убедил взрослых музыкантов и детей, которые выступали, стать единым целым на сцене. Это был замечательный проект, надеюсь, мы его будем каждый год реализовывать.

- Кто из приезжих педагогов принимает участие в проекте «Дети – детям: музыка наших сердец»?

— В этом проекте будут все члены нашей команды, нашей большой семьи Фонда Спивакова. Уже приезжали российские музыканты и педагоги Анна Соколова, Игорь Лазарев. В октябре к нам приедет замечательный пианист, лауреат Международного конкурса имени Чайковского Дмитрий Онищенко. Не зря говорят, что бренд фонда Спивакова настолько широк, что фактически невозможно сказать, что кто-то будет новым лицом. Все прошли через руки маэстро, через московский фонд, все наиболее талантливые музыканты сопричастны с именем Владимира Теодоровича.

- Владимир Теодорович в курсе того, как продвигается в Башкирии этот проект?

— Владимир Теодорович не то, что в курсе, мы находимся в постоянном контакте. Вспомните, в прошлом году он, абсолютно не загадывая, одним днем прилетел в Уфу, послушал концерт детей Академии фонда и улетел обратно. В своем плотном графике он нашел время и прилетел только послушать детей, не ради встречи с руководством региона. Мне и самому выпадает честь играть с маэстро, буквально две недели назад у меня снова был концерт с его оркестром в Филармонии-2 в Москве. С тех пор, как он в 2016 году поручил мне руководство фондом в Башкирии, эта работа идет только в связке с ним и с его московским фондом.

- Вы упомянули о своих сольных выступлениях и хотелось бы, наконец, подробнее коснуться самой яркой стороны вашей биографии музыканта-кларнетиста, солиста Московской филармонии.

- Это моя жизнь. Да, есть замечательный коллектив Национального симфонического оркестра, есть очень важная работа фонда, но, как мне кажется, я был рожден солистом и им я постараюсь остаться всегда. Сейчас, к сожалению, стало труднее в плане эмоциональной усталости. Время всегда можно найти, а вот когда ты эмоционально истощен, тогда тебе очень трудно заниматься музыкотерапией для себя. Ну ничего, концерты идут, я, конечно сокращаю их количество, приходится отказываться от предложений, но важные моменты в жизни я для себя оставляю. Среди важных проектов последнего времени – это приглашения на концерты к 100-летию Республики Башкортостан – 6 марта в Москве в Доме музыки с Владимиром Теодоровичем, и 23 марта в Уфе в ГКЗ «Башкортостан». Естественно, концерты с оркестром маэстро в рамках моего сотрудничества с Московской государственной филармонией, с Московской областной филармонией. Мы, участники федеральных программ Московской филармонии, играем в программах «Звезды ХХI века», на всероссийских филармонических сезонах, по которым как раз и приехала к нам Государственная хоровая капелла Юрлова, и в будущем сезоне будут приезжать солисты программ Московской филармонии также.

- Жизнь творческих людей принято делить на периоды. В каком периоде жизни сейчас находитесь вы?

— Сейчас у меня второй период жизни, причем он начался ровно в 30 лет. Видимо, не зря говорят, что в 30 лет у человека происходят большие перемены, они и произошли у меня: и профессиональные, и перемены в личной жизни, и переезд в другой город.

- Творческая зрелость ощущается в исполнении?

— Важно этого не чувствовать, чтобы не стареть на сцене, надо оставаться горячим и не потухать. Чтобы не было, как говорил Райкин: «Я сам был огонь, сейчас потух немного, хотя дым еще идет иногда...». Если драматизма у тебя не было изначально, ты вряд ли его в 30, 50 или 70 лет приобретешь. Может быть, меняется какая-то манера. Но это зависит не от возраста, на каждом концерте ты абсолютно разный. Твое состояние, твое настроение, душевные переживания всегда разные. Я счастлив тем, что имею возможность, работая на руководящей должности двух учреждений, выходить на сцену в качестве солиста. Думаю, что многие директора не признаются, но завидуют. Потому что на административной работе мы принимаем солистов, дирижеров, коллективы приглашаем, делаем для них все, холим и лелеем. Я приезжаю – и меня также холят и лелеют, что, безусловно, приятно.

- Я заметила, что на концертах с солистами вы громче всех в зале аплодируете другим, радуетесь чужому успеху.

— Я такой, какой есть. Это не специально, искренне. Мой педагог, профессор Московской консерватории Рафаэль Багдасарян, который был мне как отец в творческом плане, всегда говорил такую фразу, которую я теперь тоже повторяю: «Проблема человечества в том, что люди не умеют восхищаться друг другом». Надо восхищаться! Если человек делает что-то здорово, лучше тебя, так ты не завидуй, не уничтожай себя изнутри, подойди, похвали и пойми, почему у тебя получается хуже и сделай все, чтобы стало лучше. А если не сможешь, то ты восторгайся. Возможно, многих этому не научили. А меня этому учила с детства моя мама, потом мой профессор, в чьи руки я попал, который учил нас не только музыке, но и жизни. Эти постулаты, которые были вложены в головы нам, 14-летним пацанам, — очень хорошо впитались.

- Говоря о вашей творческой жизни, невозможно не сказать о вашей матери – Гульнаре Габдулхаевне Назиуллиной – народной артистке РБ, музыканте и педагоге с многолетним стажем. Когда-то она вас учила азам звука, а сейчас вы — два зрелых музыканта, творите уже наравне.

— Авторитет мамы, каким бы сын не был, остается всегда. Отношение и чувства к музыке мама давала не только в детстве, но и сейчас. Выступать, если в зале сидит мама – трудное дело, она самый строгий критик. Мама говорит всегда очень конкретно, она абсолютно потрясающий музыкант. Так чувствовать музыку мало кому дано, как ей. Говорю это смело и пусть на меня не обижаются другие люди. То, что она волей судьб осталась в Башкирии – это колоссальное приобретение для региона. Так произошло, и слава Богу. С ее опытом, профессионализмом, природными данными она до сих пор дает прекрасные советы, и я всегда очень чутко к ним отношусь. Может быть, я не сразу их воспринимаю, как любой ребенок, или воспринимаю сначала в штыки, но по истечении времени понимаю, что мама была права и на подкорке всё равно остается. Ты уходишь недовольным итогом беседы, но потом все делаешь, как она сказала.

- Завершая нашу беседу, хотелось бы в год 100-летия нашей республики услышать ваши пожелания ее жителям.

— Я убежден, что у нас замечательная республика с уникальными, добрыми, трудолюбивыми людьми. Хочется пожелать всем благополучия и мира. А миссия деятелей культуры – донести ее до всех жителей нашей республики. Самое важное, что есть у человека, – это доброта, честность и культура. Она бывает разной – культура речи, культура поведения, культура в общем понятии – это бессмертные творения, это что-то вечное. Она форматируется веками, модернизируется, но это то, что делает человека духовно целостным.    

Теги: музыка
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Читайте также
Лонгриды
Новости партнеров
закрыть