Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.36 ↑

EUR 70.93 ↓

15 октября Вторник

Уфа   °

Ильдар Абдразаков: так, как дома, тебя нигде не ждут

УФА, 1 апр 2019. /ИА «Башинформ», Лейла Аралбаева/.

Музыкальной Уфе предстоит пережить большое событие. 27-28 апреля в столице Башкортостана состоится премьера оперы Верди «Аттила» в постановке нашего земляка, знаменитого оперного баса, дважды обладателя премии Грэмми, лауреата национальной театральной премии «Золотая маска», народного артиста Башкортостана и Татарстана Ильдара Абдразакова. Спектакль обещает стать ярким художественным явлением Года театра в России и года 100-летия Республики Башкортостан. Артист прибыл в родную Уфу на репетиции оперы. Музыкант дал интервью агентству «Башинформ» во время фотосессии для афиши спектакля.

- Ильдар, рады видеть Вас в нашем театре! Эта постановка станет вашим режиссерским дебютом, посвященным отцу — выдающемуся режиссеру Амиру Абдразакову. На какой стадии сейчас находятся репетиции «Аттилы»?

— У нас все выстроено, мы идем намного вперед, как видите, костюмы и декорации почти готовы. Через 2-3 недели можно выпускать спектакль. У нас еще есть время подготовить материал несколькими составами участников. В данный момент волнует только, чтобы певцы выучили свои партии, чтобы они знали текст досконально, чтобы знали перевод – о чём поют, что хотят сказать. Главное – музыкальный материал, потому что у нас ещё не было оркестровых репетиций. Я знаю, что было концертное исполнение в нашем театре в прошлом году. Музыкальные репетиции с оркестром начнутся через неделю.

- Какая главная мысль в Вашей концепции постановки? Есть ли вечные темы, перекликающиеся с сегодняшним днем, может быть, и не лежащие на поверхности?

-  Главная мысль – показать характер произведения Верди и, естественно, кто такой Аттила. Это одна из моих любимых опер, с неё началась моя любовь к опере. Когда я увидел в первый раз шикарную постановку с Рикардо Мути, Сэмюэлом Реми в театре Ла Скала, я подумал: вот такой должна быть опера! Тогда у меня всё поменялось в голове. Я приходил в наш оперный театр – я его люблю, здесь много работал, ценю музыкантов, всех, кто здесь работает, поёт и играет в этом прекрасном храме искусств – но сюда нужно добавить что-то европейское, что может немножко поменять менталитет, звуковедение, игру в оркестре. Можно одну ноту или одну фразу спеть по-разному, есть тысячу способов. Я обращался за советами к режиссёрам Ла Скала. Нужно, чтобы нашим певцам удобно было петь на этой сцене. Я сам певец и ставлю певцов и хор так, чтобы им было удобно. Вечные темы, которые есть в этой опере: территориальный спор, война, национальные междоусобицы, завоевание не только земель, но и культурных традиций. Мы знаем, кто такие кочевники, что такое наша культура – нам это близко, и от этого мы будем отталкиваться.

- Для того, чтобы поставить «Аттилу», пришлось изучать историю других постановок или это собственный накопленный опыт?

— Больше собственный накопленный опыт плюс история – где это было, когда. Само представление, действие на сцене будет говорить об эпохе, в которой мы находимся. Мы делаем постановку не в обычных костюмах с галстуками, в которых ходят депутаты. У нас будет всё настоящее – волосы, мечи.

- Башкирские Аттилы будут чем-то отличаться от мировых?

— Я думаю, что башкирские Аттилы будут выглядеть, как настоящие. Мы будем работать над стилем Верди. Его стиль останется, а костюмы, цвет кожи – это всё наше, приближенное к нашей природе.

- В театре все Ваши задумки находят понимание?

— Когда мы предложили этот проект вместе с моим помощником и другом Иваном Складчиковым, Министерство культуры и глава республики подумали, сколько это будет стоить. Нам сказали: хорошо, мы в вас верим, делайте проект, надеемся, что эта опера будет важным спектаклем в репертуаре театра и будем знать, что «Аттила», который исполняется во всём мире, может также легко и красиво исполняться в этом театре.

- Существует практика переноса готового спектакля на сцену в другом театре. Возможно, так получится и с нашим спектаклем?

— Не буду открывать всех карт, но есть мысль поехать в Италию.

- ...и в Италии говорить: а вот мы в Уфе так делали…

— Конечно! Главная, первая постановка – в Уфе. И мы покажем, как у нас работают. Я уверен, что многие театры мира ещё позавидуют, как работают наши цеха. Все костюмы сделаны вручную. Я поздравляю наш театр, всех, кто здесь работает – бойцов невидимого фронта. Мы не видим, кто это, но они делают шедевры! Не во всех театрах это делают.

- Недавно отшумел Второй международный фестиваль Ильдара Абдразакова, который в этом году охватил сразу четыре города, начался в Уфе, продолжился в Москве и Казани и завершился в Альметьевске. Формат фестиваля каждый год будет по-новому свёрстываться?

— Формат фестиваля, как таковой, будет оставаться неизменным. Он призван объединить на одной сцене известных музыкантов с начинающими со всего мира, будет включать в себя и образовательную программу. Правда, в следующем году мы разделим фестиваль на две части: мастер-классы пройдут за несколько месяцев до концертов. Безусловно, состав, программа и география каждый год будет обновляться. Будем работать над тем, чтобы включать в программу произведения, которые никогда не исполнялись в нашем театре, знакомить уфимскую публику с новыми именами.

- Вторым фестивалем в целом вы довольны?

— Да, очень доволен. Концерты прошли на высшем уровне, приём был везде потрясающий, тёплая публика. Но знаете, что самое важное для меня? Что, выходя после концертов, публика говорила не только «спасибо, что вы приехали». Все зрители говорили: ваши концерты настолько тёплые, мы чувствуем себя как дома. Это мне очень приятно – люди приходят, расслабляются и наслаждаются музыкой.

- Вы сказали, что фестиваль всегда будет начинаться в Уфе.

- Я очень надеюсь, но не только от меня всё зависит.

- В последнее время Вы и Ваш брат Аскар стали чаще выступать на родине – это осознанно?

— Когда проходит какой-то этап времени (у меня это случилось после 40), ты начинаешь задумываться о своих корнях. Где бы ты ни работал, где бы ты ни пел, так как дома, тебя нигде не ждут. Тебя могут принимать хорошо. Но когда ты приезжаешь в родной город, в родное место, где ты родился и вырос, — это совсем другое. Где родился, там и сгодился.

- Во время концерта Вы видите в зале лица ваших друзей, педагога Миляуши Галиевны Муртазиной?

— Да, первые ряды. Иногда Миляуше Галиевне сложно находиться в зале, потому что она работает вместе с нами. Я ее понимаю, она двигается, она дышит вместе с нами. У нас театр-то процентов на 80 состоит из её учеников. Когда она приходит – кто-то поёт лучше, кто-то хуже, она всегда переживает, и у нее происходит внутренняя работа, начинаются воспоминания об учебе, а всё-таки с возрастом это нелегко. Даже мне, когда преподаю, через два-три часа выматываюсь и так устаю, как будто сам напелся.

- Какие концерты, спектакли ожидают Вас в ближайшее время?

— Этот сезон я заканчиваю концертами в основном. Будут концерты в Москве, в Берлине состоится концертное исполнение цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского с оркестром Берлинской филармонии (в этом произведении – простор для мысли, вот что хорошо). С Рикардо Мути споем Реквием Верди в Баден-Бадене. Сезон продолжу в Чикаго оперой «Аида» с Рикардо Мути. Я только один раз пел в этой опере здесь в Башкирском театре Царя, а в этот раз я буду петь партию Рамфиса. Еще есть пару концертов с Аидой Гарифуллиной в Москве и Монте-Карло, потом опять Реквием Верди в Зальцбурге, который будет посвящен Герберту фон Караяну. В сентябре в Метрополитен опера запланирована постановка «Макбета» Верди. Макбета будет петь Пласидо Доминго, леди Макбет – Анна Нетребко, а я буду петь вождя Банко.

- Что Вы пожелаете жителям республики в год 100-летия ее основания?

— Не только в год 100-летия, а всегда – жителям республики, своему любимому Башкортостану, Уфе, я, прежде всего, желаю добра, тепла, чтобы люди больше находили какой-то позитив, чаще улыбались, чтобы дети радовали, чтобы все были здоровы и счастливы. Когда всё вокруг цветёт и вкусно пахнет, когда приходишь домой и тебя ждет бишбармак, что еще надо для счастья?

- А в музыкальном плане?

— Творите, потому что мы имеем только семь нот, но эти семь нот могут сделать очевидное-невероятное. Когда эти семь нот звучат, наши сердца бьются по-другому!

Видеофрагменты интервью.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Читайте также
Лонгриды
закрыть