Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 62.55

EUR 69.86

15 декабря Воскресенье

Уфа   °

Движение к «первому выбору»: как изменился ритейл за двадцать лет

УФА, 19 фев 2019. /ИА «Башинформ», Лариса Клементьева/.

Российская торговля в том виде, в каком мы ее знаем, входит в пору юбилеев. Тридцать лет назад на городских улицах начали появляться первые коммерческие – тогда говорили «кооперативные» – магазины. Они разбавили монополию советской торговли, и крылатая фраза типичной продавщицы «Вас много, а я одна!» навсегда отправилась на свалку истории. Другой юбилей – двадцать лет – отмечают самые успешные из ныне здравствующих торговых сетей. Именно во второй половине девяностых в стране, в основном крупных городах, началось создание не просто «супермаркетов» как единичных заведений, внешне копирующий западный стандарт, знакомый постсоветскому покупателю по фильмам и телепередачам, а именно торговых сетей, формата, нацеленного на системную и долгую работу на рынке. Так, например, в феврале 1999-го в Санкт-Петербурге (как ни странно, именно северная столица, а не Москва, всегда была более прогрессивной площадкой для развития ритейла) открылись первые четыре магазина под брендом «Пятёрочка». Кроме того, что название было подобрано удачно – для россиянина пятёрка всегда символизирует отличный результат, – вряд ли что-то подсказывало, что новый локальный проект станет одним из самых успешных  и бурно развивающихся федеральных ритейлеров. На смену четырем пришли 13,5 тыс. магазинов, на смену нескольким десяткам первых сотрудников – более 200 тыс. сегодняшних работников «Пятёрочки», тех, кто ежедневно помогает миллионам гостей (суммарный суточный трафик ритейлера превышает 27 млн человек) покупать свежие качественные продукты.

Но прежде чем прийти к устойчивому развитию сетей такого масштаба, российская торговля прошла большой путь.

Долгое время форматы супермаркета и «магазина у дома» развивались раздельно. Супермаркет воспринимался как площадка с широким выбором, гибкой ценовой политикой, новым уровнем сервиса, но в секторе повседневных «малых» покупок продолжали лидировать несетевые маленькие магазинчики на первых этажах жилых домов. Место, в которое можно выбежать «в тапочках» за хлебом, проигрывало супермаркетам по всем ключевым качественным параметрам, но до поры до времени требования покупателя к нему были невелики. Однако постепенно привычка к той качественной планке, которую задавали рынку сетевые ритейлеры, сделала свое дело и начала менять ментальность массового покупателя. Несколько лет назад начался бум развития сетевых универсамов в формате «магазина у дома», как еще говорят – «магазина первого выбора», места, где в первую очередь покупают свежие продукты. Причиной стало не только изменение покупательских привычек.

Эксперты называют формат «магазина первого выбора» самым сложным в торговле. Начиная с более ответственной процедуры подбора товаров, более строгих требований к качеству, свежести, цене, самой линейке торговых марок – потому что покупатели приходят зачастую за несколькими конкретными продуктами, и единичная неудача чревата здесь разочарованием гостя: «Ошибись всего в нескольких позициях – и ты уже потонешь». И заканчивая вопросами логистики, потому что в пространстве «у дома» надо грамотно организовать разгрузку, продумать выкладку, использовать ограниченные площади максимально успешно. Покупатель должно быть не просто удобно забежать в магазин на пути от автобусной остановки к подъезду: пространство, в которое он попал, должно создавать настроение и даже – если пафосно выражаться – «скрашивать будни».

Не случайно так много усилий торговые сети вкладывают в то, чтобы создавать атмосферу праздника, и, кстати, юбилеи становятся отличным поводом, чтобы объединить продавца и постоянного покупателя чувством сопричастности к общему празднику. Лучшим подарком, разумеется, становится выгода (экономия, разного рода бонусы), а значит, к праздникам, как правило, приурочены самые масштабные акции. Так, например, акция «Пятёрочка. 20 лет», которая проводится с 5 по 25 февраля, дает возможность получить скидки до 50%, причем разные виды скидок не только объединены, но и гибко комбинируются. При этом «юбилейная» скидка суммируется со скидками по регулярным акциям. Другой интересной особенностью акции стала широта охвата: она адресована не держателям карт лояльности, а всем покупателям, совершившим покупку на сумму от 555 рублей. Каждый из них получает саше на скидку, которой можно воспользоваться до 4 марта: всего таких сертификатов будет выдано более 50 миллионов, не считая дополнительные, выдаваемые за покупку товаров партнеров акции.

Регулярное проведение акций (но, конечно, не всегда таких масштабных), мобильная политика в области скидок (многие торговые сети тасуют скидочные группы товаров еженедельно), создание собственной накопительной бонусной программы – вот три кита, на которых стоит ритейл сегодня, развивая формат «магазина первого выбора».

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Читайте также
Лонгриды
закрыть