Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Без мощной авиации России не обойтись

Авиационное направление по-прежнему остается приоритетным для ФГУП "Уфимское приборостроительное производственное объединение". Несмотря на ряд трудностей, на предприятии делается все возможное для развития и расширения авиационного производства.
Накануне Дня Военно-Воздушных Сил России агентство "Башинформ" попросило...

Авиационное направление по-прежнему остается приоритетным для ФГУП "Уфимское приборостроительное производственное объединение". Несмотря на ряд трудностей, на предприятии делается все возможное для развития и расширения авиационного производства.

Накануне Дня Военно-Воздушных Сил России агентство "Башинформ" попросило рассказать о перспективах выпуска изделий по так называемой авиационной тематике заместителя главного инженера объединения Валентина Носкова. Он — ветеран предприятия, в УППО работает с 1965 года и проблемы отрасли знает как нельзя лучше.

Валентин Андреевич начал с того, что без мощной авиации России не обойтись. Наша страна велика во всех отношениях, в том числе и по территории. Из одного ее края в другой, а также в некоторые труднодоступные географические точки, как в песне, "только самолетом можно долететь". Между тем с каждым годом происходит старение самолетного парка. Пройдет еще несколько лет, и "Ту-154", "Ту-134", наши основные авиаперевозчики на сегодняшний день, будут полностью изношены и не пригодны к полетам. На чем тогда будут летать россияне? На старых "Боингах"? Или все же на наших новых самолетах — "Ту-204", "Ан-140" и самом крупном из отечественных авиалайнеров — "Ил-96-300"? К сожалению, за последние 15 лет, с тех пор, как рухнул российский оборонно-промышленный комплекс, а с ним и авиапром, таких самолетов произведено лишь несколько десятков. Вспомним, однако, что в Советском Союзе выпускалось до ста самолетов гражданской авиации в год. Почувствовали разницу? А если углубиться еще дальше в историю, то можно вспомнить, что наша страна всегда занимала передовые рубежи в авиастроении, с момента его зарождения.

— Так что же в этих сложнейших условиях удается выпускать уфимским приборостроителям? — был мой первый вопрос Валентину Носкову.

— Если раньше авиационная продукция занимала в УППО более 90 процентов всего объема изделий, то сейчас она составляет примерно половину. Мы стараемся во что бы то ни стало сохранить авиационное направление, создать предпосылки для его развития в будущем. В условиях отсутствия госзаказа на подобную технику это невероятно трудно. Выручают нас крепкие связи, которые много лет назад установились с разработчиками таких изделий. В авиастроении всегда была развита кооперация, самолет в одиночку построить невозможно. Произошло укрупнение родственных организаций, продолжается консолидация сил производителей авиатехники.

Наиболее крупным объединением в авиастроении является ОАО "Авиаприбор-Холдинг", в который входит и наше предприятие, а также основной разработчик холдинга — Московский институт электроавтоматики (МИЭА), ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", объединяющее множество производителей авиатехники. Научный центр корпорации — Санкт-Петербургское ОКБ "Электроавтоматика" и ОАО "Научно-производственный центр "Технокомплекс" с его основным разработчиком — Московским научно-производственным комплексом "Авионика". Благодаря этим наработанным годами связям с упомянутыми разработчиками, нашему предприятию удается обеспечить свое присутствие в выпуске почти всей новой авиатехники. Традиционно УППО производит навигационную аппаратуру, бортовые вычислительные и пилотажные системы.  — Валентин Андреевич, не могли бы вы привести более конкретные примеры?  — Как вы уже знаете, на смену отлетавшим свое "Ту-154" и "Ил-86" идут ближнемагистральные "Ту-204" и "Ту-214", дальние "Ил-96-300". Их пилотажные системы комплектуются нашими приборами. Это автоматизированная система штурвального управления, блоки для вычислительной системы управления полетами и вычислительной системы управления тягой.

Осваиваем аппаратуру систем автоматического управления для перспективных самолетов "Ан-140", "Ан-148" (на 50 и 70 мест соответственно). Первый российский "Ан-140" будет поднят в воздух в Самаре на днях — 11-12 августа.

Хорошую перспективу имеет региональный реактивный самолет "Ан-148", для которого мы изготавливаем бортовые вычислители ВЦ-2, ВЦ-3, блок БПС-11 и блоки электродинамической системы ЭДСУ-140.

На УППО освоена большая номенклатура модулей, разработанных ОКБ "Электроавтоматика". Они применяются для модернизации многих объектов: ночного вертолета "Ми-24Н", штурмовиков "Су-24", "Су-25", стратегического бомбардировщика "Ту-160", а также для комплектации новых самолетов, в том числе гражданского регионального "С-80".

Можно добавить еще, что завод занял свою нишу на рынке приводов рулевого управления, и здесь у нас прочная репутация. А наши заводские разработчики совместно с Ульяновским ОКБ создали наземную автоматизированную систему контроля — НАСК-1, которая предназначена для диагностики эксплуатируемой техники, проверки бортового оборудования. Сейчас НАСК-1 проходит испытания на объектах "Аэрофлота".

— Из приведенного перечня видно, что разработчики и эксплуатационники не сидят сложа руки. Почему же у нас так мало новых отечественных самолетов?

— Все дело в том, что и на разработку новых моделей, и на выпуск опытных образцов государство практически не выделяет денег. Предприятия должны все это осваивать за счет собственных средств, а они, особенно у федеральных государственных предприятий, весьма скудные. Хорошо уже то, что мы сохраняем свой производственный и научный потенциал, не растеряли опытные кадры. Хотя не секрет, численность работников авиапрома в годы кризиса сократилась в несколько раз. В УППО, например, раньше коллектив был вчетверо больше. Но что поделаешь, нынешняя зарплата в авиапроме не устраивает многих. Производство держится на энтузиастах, настоящих патриотах, которым обидно за сегодняшнее состояние авиационной промышленности и которые верят в ее возрождение. Иначе и быть не может. Без обновления самолетного парка России не обойтись. Сама жизнь подталкивает к этому простому выводу.  — Что для вас значит приближающаяся календарная дата?  — Этот день мы называем Днем авиации, и с давних пор это наш традиционный праздник. 11 августа в Уфе, на стадионе спортивно-оздоровительного комплекса имени Салавата Юлаева, как всегда, состоится яркая культурно-развлекательная программа — с показательными выступлениями парашютистов, большим концертом, спортивными соревнованияим, ведь нынче наш профессиональный праздник совпадает с Днем физкультурника.

Автор: Любовь Колоколова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть