Созданное в конце 1999 года на левом берегу реки Большой Кизил неподалеку
от башкирской деревни Рыскужа крупное производство по добыче и обработке
природного камня сегодня представляет собой высокотехнологичное и
высокоэкологичное предприятие ГУП "Орлец" Абзелиловского района. С самого
начала строительства завода весь комплекс работ находился под патронажем
Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова, который часто бывает
здесь и подробно интересуется ходом дел, перспективами.
Предприятие уникально по ряду параметров не только в масштабах
Башкортостана, но и всей России. Корреспондент информационного агентства
"Башинформ" в очередной раз побывал на нем. Завод уникальный. К слову,
приходилось прежде интересоваться аналогичными производствами. Так что
есть с чем сравнивать. В ГУП "Орлец" сразу бросается в глаза высокая культура
производства. Она обусловлена применением итальянского компактного, но очень
эффективного оборудования, действующего на принципах сплошной компьютеризации и
автоматизации процессов. Единственное оборудование отечественного производства
на заводе, которое мы увидели - пензенский компрессор. Именно от него наибольший
шум. А так вполне можно брать интервью на диктофон там, где идет распиловка
мраморных блоков, полировка плит. Ведь уровень шума возле линий сопоставим
с уровнем шума в салоне обычного самолета. Однако думалось, что по мере
наращивания мощностей завода будет больше и шума. Оказалось, это вовсе не
так. Итальянские технологии обработки мрамора ориентированы на создание
максимальных удобств работникам. Их задача - контроль за действием
оборудования. Все остальное заложено в компьютерные сложные программы.
Итальянцы сейчас занимают очень прочное положение на мировом рынке с
технологиями обработки природного камня. В Италии занимаются обработкой
природного камня признанные в мире фирмы "BMS Go", "CONSORZIO MARMIMISTI
BRESCIANI", "COOHTRATIVO OPERAL CAVATORI DEL BOTTICINO", "CREMAR", "MARMILANZA"
и другие. Впрочем, юг Европы с глубокой древности был законодателем традиций
в использовании мрамора и гранита. Сейчас они вынуждены считаться с
возможностями других стран, в том числе и России. А возможности впечатляющие.
Например, у нас в стране в разных регионах обработкой мрамора, вообще
природного камня занимаются свыше 50 только крупных производств, с объемами
на каждом до 100 тысяч квадратных метров полированной плиты в год! Незаметно,
но верно происходит переориентация в части традиций на Россию. И в этом
процессе возрастающую роль играют камнеобрабатывающие производства
Башкортостана.
ГУП "Орлец" не нуждается в рекламе. О какой рекламе речь, если
ежедневно перед заводом стоит вереница грузовых машин, в том числе и с
иностранными номерами, приехавшими за готовыми изделиями? А ассортимент здесь -
из самых обширных среди таких предприятий в России. Это не только красивая
облицовочная плитка, подоконники и ступени из природного камня, балясины и
перила, слябы и разнообразные плиты, камины,
памятники, но и так называемые изделия для души -
декоративно-художественные экслюзивной ручной работы высококвалифицированных
мастеров.
Завод практически безотходный. Остающиеся отходы от добычи и распиловки
камня тоже находят применение и продаются. В прайс-листе предприятия на этот
счет есть специальная строка. Мне приходилось видеть прайс-листы других
камнеообрабатывающих предприятий России и не припомню, чтобы в них была такая
строка. То есть, сырье в ГУП "Орлец" используется предельно эффективно, с
оглядкой на то, чтобы его хватило на долгие десятилетия. Это при том, что по
своей проектной мощности (до 100 тысяч квалдратнызх метров плитки в год) завод
не имеет аналогов на Урале. Особенно же надо выделить тот важный момент, что
производство ГУП "Орлец" высокоэкологичное, что для Башкирского Зауралья с
удивительной природой имеет первостепенное значение.
На снимках: автоматизированная линия по обработке мрамора; человек
занимается только контролем за выполнением компьютерных программ; одно из
изделий мастеров - мраморный наличник камина; выходы мрамора легко
"просвечиваются" на склонах горы близ деревни Рыскужа.
Фото автора (4).
Автор: Анатолий Пастухов