Специалисты Федеральной службы государственной статистики
провели выборочное обследование применяемых методов регулирования
цен (тарифов) в марте нынешнего года по перечню товаров
и услуг, наблюдаемых для исчисления индекса потребительских цен,
в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов,
автономных областей и городах федерального значения России.
По данным территориальных органов государственной статистики,
регулирование цен на потребительском рынке осуществлялось в марте
во всех регионах России как федеральными органами исполнительной
власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Регулирование цен осуществлялось на 221 вид товаров и
услуг из 445 наблюдаемых видов, в том числе на 73 вида продовольственных
товаров, 63 вида - непродовольственных, 85 видов платных услуг.
Как показали результаты опроса, цены в отдельных субъектах России
регулировались различными методами. Так, например, по состоянию
на март 2005 года в Республике Калмыкия ограничение надбавки
товаропроводящей сети установлено при реализации торговыми
организациями большинства отечественных продуктов питания
(мясопродуктов, молочных продуктов, масла сливочного и подсолнечного,
яиц, сахара, хлеба, крупяных и макаронных изделий, плодоовощной
продукции). Похожая ситуация отмечалась и в Курской области, а
в Республике Северная Осетия - Алания, кроме продуктов питания,
такая форма ограничения цены была установлена на детскую одежду
и обувь, школьно-письменные принадлежности, хозяйственное мыло.
Кроме того, практически повсеместно ограничивается надбавка
товаропроводящей сети на реализацию отечественных и импортных
лекарственных средств. Методом установления фиксированной цены
практически во всех регионах регулировались тарифы на жилищно-коммунальные
услуги, во многих субъектах Российской Федерации - цены на твердое
топливо для населения (уголь и дрова).
С помощью ограничения рентабельности осуществлялось
регулирование цен на продукцию, производимую местными предприятиями
и реализуемую на территории региона, а также на отдельные виды
услуг. Так, например, в Ивановской области подобная форма
регулирования установлена для организаций всех форм собственности,
осуществляющих перевозки пассажиров и багажа городским общественным
транспортом, оказывающих ритуальные услуги, а также для организаций,
использующих сельскохозяйственное сырье, выделяемое из регионального
фонда для производства молочных продуктов, мясопродуктов, маргарина,
яиц, муки, крупяных и макаронных изделий.
В некоторых субъектах Российской Федерации применялись более
сложные формы регулирования, сочетающие в себе несколько
методов. Так, например, в Краснодарском крае путем ограничения
торговой надбавки, установления предельной розничной цены и
ограничения уровня рентабельности предприятий-производителей
регулировались цены на отдельные виды формового хлеба из
пшеничной муки первого сорта, а в Тамбовской области установлено
ограничение торговой надбавки, а также уровня рентабельности
местных предприятий-производителей применительно к ценам на
молочные продукты, масло подсолнечное, яйца, сахар, муку, хлеб,
макаронные изделия и манную крупу, вырабатываемые из сырья,
поступившего из регионального фонда.
Если для большинства потребительских товаров, на которые
осуществлялось регулирование цен, наиболее часто применялись
такие методы, как ограничение надбавки товаропроводящей сети и
ограничение рентабельности местных предприятий-производителей,
то установление фиксированной и предельной цены (тарифа)
зарегистрировано в основном при регулировании тарифов на услуги.
Специалисты отмечают, что методы регулирования цен могут
по-разному влиять на общее изменение потребительских цен в
различных регионах. Ограничение торговой надбавки, устанавливаемое
в процентном отношении к цене, фактически не оказывает воздействие
на динамику изменения цен этого товара. В то же время применение
метода фиксированных цен приводит к скачкообразному их изменению,
которое бывает значительным. Таким примером могут служить
жилищно-коммунальные услуги, тарифы на которые, как правило,
меняются один раз в год. Так, в 2004 году коммунальные
услуги в целом по России выросли на 20,9 процента, в том числе
за I квартал на 12,5 процента. В I квартале текущего года прирост
на эту группу услуг составил 26,2 процента (в Камчатской
области - в 2,4 раза, Республике Татарстан - в 1,7 раза,
Волгоградской области - в 1,6 раза, в Республике Башкортостан -
в 1,2 раза).
Наибольшее влияние на формирование цен оказывали органы
исполнительной власти в Республике Северная Осетия - Алания (на
115 видов товаров и услуг), Иркутской и Курской областях (на 113
и 100 видов, соответственно). Специалисты отмечают также, что
регулирование цен исполнительными органами власти субъектов
Российской Федерации не оказывает сдерживающего влияния на общий
рост потребительских цен в этих регионах. Так, в I квартале
2005 года индекс потребительских цен в Республике Северная Осетия
- Алания составил 106 процентов (в I квартале 2004 года было
105 процентов) при среднем значении по России - 105,3 процента
(103,5 процента).
Из наблюдаемого перечня товаров и услуг органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в марте в наибольшей степени
оказывалось воздействие на уровни цен и тарифов на отдельные
виды жилищно-коммунальных услуг - в 88 центрах субъектов РФ,
на медикаменты - в 84 центрах, детское питание - в 66 центрах.
Регулирование цен на топливо осуществлялось в 67 центрах субъектов
Российской Федерации и не зависело от их географического расположения.
С насыщением рынка продуктами питания существенно меньшее число
региональных органов власти оказывают влияние на формирование
цен на эти товары. Так, например, цены на наблюдаемые виды хлеба
и хлебобулочных изделий регулировались только в 23 региональных
центрах, на молоко и молочные продукты - в 16 центрах, мясопродукты
- в девяти центрах.
Наряду с регулированием цен региональными органами
исполнительной власти на федеральном уровне повсеместно
регулировались тарифы на проезд в поездах дальнего следования,
отдельные услуги почтовой, телеграфной и телефонной связи, цены
на отдельные виды алкогольной и табачной продукции.
В Башкортостане регулирование цен осуществлялось за обследуемый
период на 57 видов товаров и услуг, в том числе методом ограничения
надбавки товаропроводящей сети - на 22 вида, методом фиксированных
цен (тарифов) - на 15 видов, методом предельной цены (тарифов) -
на 18 видов и комбинированными методами - на два вида. В то же время
с начала года в республике потребительские цены в среднем выросли на
5,9 процента.
Автор: Лиана Гайнутдинова