Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Росгосстат провел обследование применяемых в российских регионах методов регулирования цен

Специалисты Федеральной службы государственной статистики провели выборочное обследование применяемых методов регулирования цен (тарифов) в марте нынешнего года по перечню товаров и услуг, наблюдаемых для исчисления индекса потребительских цен, в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, автономных областей и городах федераль...

Специалисты Федеральной службы государственной статистики провели выборочное обследование применяемых методов регулирования цен (тарифов) в марте нынешнего года по перечню товаров и услуг, наблюдаемых для исчисления индекса потребительских цен, в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, автономных областей и городах федерального значения России.

По данным территориальных органов государственной статистики, регулирование цен на потребительском рынке осуществлялось в марте во всех регионах России как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование цен осуществлялось на 221 вид товаров и услуг из 445 наблюдаемых видов, в том числе на 73 вида продовольственных товаров, 63 вида — непродовольственных, 85 видов платных услуг.

Как показали результаты опроса, цены в отдельных субъектах России регулировались различными методами. Так, например, по состоянию на март 2005 года в Республике Калмыкия ограничение надбавки товаропроводящей сети установлено при реализации торговыми организациями большинства отечественных продуктов питания (мясопродуктов, молочных продуктов, масла сливочного и подсолнечного, яиц, сахара, хлеба, крупяных и макаронных изделий, плодоовощной продукции). Похожая ситуация отмечалась и в Курской области, а в Республике Северная Осетия — Алания, кроме продуктов питания, такая форма ограничения цены была установлена на детскую одежду и обувь, школьно-письменные принадлежности, хозяйственное мыло.

Кроме того, практически повсеместно ограничивается надбавка товаропроводящей сети на реализацию отечественных и импортных лекарственных средств. Методом установления фиксированной цены практически во всех регионах регулировались тарифы на жилищно-коммунальные услуги, во многих субъектах Российской Федерации — цены на твердое топливо для населения (уголь и дрова).

С помощью ограничения рентабельности осуществлялось регулирование цен на продукцию, производимую местными предприятиями и реализуемую на территории региона, а также на отдельные виды услуг. Так, например, в Ивановской области подобная форма регулирования установлена для организаций всех форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа городским общественным транспортом, оказывающих ритуальные услуги, а также для организаций, использующих сельскохозяйственное сырье, выделяемое из регионального фонда для производства молочных продуктов, мясопродуктов, маргарина, яиц, муки, крупяных и макаронных изделий.

В некоторых субъектах Российской Федерации применялись более сложные формы регулирования, сочетающие в себе несколько методов. Так, например, в Краснодарском крае путем ограничения торговой надбавки, установления предельной розничной цены и ограничения уровня рентабельности предприятий-производителей регулировались цены на отдельные виды формового хлеба из пшеничной муки первого сорта, а в Тамбовской области установлено ограничение торговой надбавки, а также уровня рентабельности местных предприятий-производителей применительно к ценам на молочные продукты, масло подсолнечное, яйца, сахар, муку, хлеб, макаронные изделия и манную крупу, вырабатываемые из сырья, поступившего из регионального фонда.

Если для большинства потребительских товаров, на которые осуществлялось регулирование цен, наиболее часто применялись такие методы, как ограничение надбавки товаропроводящей сети и ограничение рентабельности местных предприятий-производителей, то установление фиксированной и предельной цены (тарифа) зарегистрировано в основном при регулировании тарифов на услуги.

Специалисты отмечают, что методы регулирования цен могут по-разному влиять на общее изменение потребительских цен в различных регионах. Ограничение торговой надбавки, устанавливаемое в процентном отношении к цене, фактически не оказывает воздействие на динамику изменения цен этого товара. В то же время применение метода фиксированных цен приводит к скачкообразному их изменению, которое бывает значительным. Таким примером могут служить жилищно-коммунальные услуги, тарифы на которые, как правило, меняются один раз в год. Так, в 2004 году коммунальные услуги в целом по России выросли на 20,9 процента, в том числе за I квартал на 12,5 процента. В I квартале текущего года прирост на эту группу услуг составил 26,2 процента (в Камчатской области — в 2,4 раза, Республике Татарстан — в 1,7 раза, Волгоградской области — в 1,6 раза, в Республике Башкортостан — в 1,2 раза).

Наибольшее влияние на формирование цен оказывали органы исполнительной власти в Республике Северная Осетия — Алания (на 115 видов товаров и услуг), Иркутской и Курской областях (на 113 и 100 видов, соответственно). Специалисты отмечают также, что регулирование цен исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации не оказывает сдерживающего влияния на общий рост потребительских цен в этих регионах. Так, в I квартале 2005 года индекс потребительских цен в Республике Северная Осетия  — Алания составил 106 процентов (в I квартале 2004 года было 105 процентов) при среднем значении по России — 105,3 процента (103,5 процента).

Из наблюдаемого перечня товаров и услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в марте в наибольшей степени оказывалось воздействие на уровни цен и тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг — в 88 центрах субъектов РФ, на медикаменты — в 84 центрах, детское питание — в 66 центрах.

Регулирование цен на топливо осуществлялось в 67 центрах субъектов Российской Федерации и не зависело от их географического расположения.

С насыщением рынка продуктами питания существенно меньшее число региональных органов власти оказывают влияние на формирование цен на эти товары. Так, например, цены на наблюдаемые виды хлеба и хлебобулочных изделий регулировались только в 23 региональных центрах, на молоко и молочные продукты — в 16 центрах, мясопродукты  — в девяти центрах.

Наряду с регулированием цен региональными органами исполнительной власти на федеральном уровне повсеместно регулировались тарифы на проезд в поездах дальнего следования, отдельные услуги почтовой, телеграфной и телефонной связи, цены на отдельные виды алкогольной и табачной продукции.

В Башкортостане регулирование цен осуществлялось за обследуемый период на 57 видов товаров и услуг, в том числе методом ограничения надбавки товаропроводящей сети — на 22 вида, методом фиксированных цен (тарифов) — на 15 видов, методом предельной цены (тарифов) - на 18 видов и комбинированными методами — на два вида. В то же время с начала года в республике потребительские цены в среднем выросли на 5,9 процента.

Автор: Лиана Гайнутдинова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть