Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 66.24

EUR 78.07

23 сентября Воскресенье

Уфа   °

Лизинговые компании снижают требования к клиентам, но не готовы «прогибаться»

УФА, 4 сен 2018. /ИА «Башинформ», Камиль Хасанов/.

В агентстве «Башинформ» прошел круглый стол, темой которого стала роль лизинга в развитии малого и среднего бизнеса в Башкирии. В дискуссии участвовали представители как ведущих лизинговых компаний, так и крупных автодилеров: они были далеки от единодушия, и если первые говорили, например, о проблеме демпинга (то есть о том, что в конкуренции за клиента эта сфера идет к низкой маржинальности), то вторые заявляли о слишком высоких ставках, в частности – о проблеме слишком высокого первоначального взноса. Полного единства не было и во взглядах на тенденции рынка лизинговых услуг и в разговоре о его перспективах.

Представители лизинговых компаний и их банков-партнеров были едины, пожалуй, в том, что рынок идет к упрощению доступа к лизинговым услугам. Открывая дискуссию, директор уфимского филиала компании «Интерлизинг» Артур Мугтабаров так рассказал об этом:

– Ранее «Интерлизинг» работал, в основном, на средний бизнес, но сегодня мы понимаем, что в первую очередь в нашей поддержке нуждается малый бизнес. Наша стратегия направлена на развитие малого и среднего бизнеса в Башкортостане, мы нацелены на то, чтобы работать с предпринимателями с минимальным пакетом документов и более лояльным рассмотрением. На сегодняшний день в ГК Интерлизинг работает уникальный продукт «Экспресс 2.0», который может оценить бизнес малого и среднего бизнеса в течении часа. Преимущество данного продукта – минимальный пакет документов для принятия решения, что очень интересно для малого бизнеса, так как уменьшает трудозатраты при подготовке документов.  В принципе, любой надежный ИП или юридическое лицо, которое работает, как минимум, полгода, может рассчитывать на получение автотранспорта в лизинг на три года с минимальным процентным первоначальным взносом на срок до 5 лет.  «Интерлизинг» – это лизинговая компания профессионалов с индивидуальным подходом, нацеленная на оперативные решения задач в развитии малого и среднего бизнеса республики.

О схожих тенденциях рассказали представители и других лизинговых компаний и банков-партнеров. Так, директор по продажам малому бизнесу банка «Уралсиб» Евгения Марченко рассказала о том, что банк может более точно оценить возможности клиента «в комплексе»: «Например, клиент получает оборудование в лизинг. Банк может не только проанализировать его инвестпроект в целом, но и предложить дополнительные продукты «адресно»: например, выделить средства на транспортировку, наладку этого оборудования, на ремонт цеха, в котором оно будет установлено». По ее словам, сейчас даже покупку личного автомобиля предприниматель чаще старается провести через лизинг, потому что «оформить автокредит ИП как физлицу достаточно сложно, это ведь связано с предоставлением документов, финансовым анализом, что не всегда предпринимателю выгодно».

Впрочем, лизинговые компании (чаще всего совместно с банками) сегодня активно борются за то, чтобы и дотошный финансовый анализ, и большие пакеты подтверждающих документов ушли в прошлое. Так, директор Башкирского филиала «Сбербанк Лизинг» Татьяна Козлова рассказала о тренде на дистанционное оформление договоров лизинга, а руководитель регионального представительства «Альфа-Лизинг» Ильдар Файрушин сообщил, что компания также развивает продукт лизинга без финансового анализа заявителя – на основании паспорта предпринимателя, договора аренды и карточки клиента. Руководитель по работе с региональными офисами компании «Европлан» Рустем Рахматуллин также  поведал, что «это тренд – клиенту надо организовать сделку максимально быстро», и в связи с этим «мы вводим систему, когда менеджер выезжает к клиенту один раз, а менеджер по безопасности не выезжает для осмотра вообще».

Насколько это безопасно? На недавнем круглом столе, посвященном тенденциям на рынке ипотеки, представители банков рассказывали о схожих трендах, но признавали, что это увеличивает риск роста «некачественной» доли кредитного портфеля, просроченных кредитов и т.д. О тенденциях рассказал начальник департамента продаж «ПТБ Лизинг» Олег Зайцев: он сослался на статистику Центробанка, согласно которой просрочка по розничным кредитам населения сегодня составляет 6,3%, крупного бизнеса – 6,8%, малого и среднего бизнеса – 13,8%. Иными словами, ситуация с кредитованием малого предпринимательства в России более проблемна, а потому банкам интереснее розничное кредитование как более маржинальная сфера. «Сотрудничество банков и лизинговых компаний интересно еще и потому, что при заключении сделки именно банк может заметить, что субъект малого бизнеса имеет избыточную долговую нагрузку. В таком случае логичнее сначала предложить ему снизить эту нагрузку инструментами рефинансирования, а уже затем продолжить лизинговую сделку».

Впрочем, игроки рынка не видят в этом особой проблемы. «Действительно, сейчас есть подход, что состояние клиента не оценивается, потому что риски переносятся на предмет лизинга – отметил региональный директор подразделения управления продаж «ВЭБ-Лизинг» Константин Кузьмин. Действительно, механизмы изъятия лизинговой техники в том случае, если предприниматель переоценил свои силы, достаточно простые. Впрочем, банки и лизинговые компании не заинтересованы, чтобы в принципе применять эти механизмы: это требует «отвлечения ресурсов на изъятие, реализацию».

В целом тенденции на рынке лизинга оцениваются противоречиво. Так, Артур Мугтабаров («Интерлизинг») рассказал, что, по его ощущениям, рынок сегодня «не на пике» то есть идет постепенный рост спроса на услуги лизинга: «Каждые 3 – 4 года мы наблюдаем подъем и спад. Подъем спроса на лизинговые услуги в данный момент постепенно набирает обороты, но небольшим темпами из-за отсутствия программ субсидий Минпромторга РФ.  К сожалению, в данный момент, программа завершилась, но я не сомневаюсь, что в ближайшее время правительство введет какой-то подобный механизм, потому что это следует из логики госпрограмм по поддержке малого и среднего бизнеса». Впрочем, по его словам, пока в отдельных секторах господдержку успешно замещают программы крупных производителей техники, например, в сельском хозяйстве – Ростсельмаша и других заводов.

  Звучали точки зрения, что период 2014 – 2015 годов был кризисным для лизинга, и с тех пор идет уверенное восстановление. Вносит напряжение ситуация на валютных рынках: по словам Ильдара Файрушина («Альфа-Лизинг»), «порой сделки срываются потому, что клиенты опасаются дальнейшего роста курса валют: у них контракты на одни суммы, а для их исполнения они берут технику уже по другим». Также влияют и более «локальные» проблемы: например, на рынке грузовой техники – введение норматива Евро-5, в результате чего «пошло удорожание до 1 млн на одну позицию», а также то, что «клиенты, которые работают на грузовой технике, уходят из региона – например, работают на севере».

Автодилеры озвучили свои опасения и предложения лизинговым компаниям. Заместитель директора «Луидор» (ведущего дилера ГАЗ) Руслан Ситдиков считает, что лизинговые компании недостаточно информируют клиента, «какие региональные программы поддержки предлагает Башкирия, когда речь идет о покупке спецтехники для сфер здравоохранения и образования». Руководитель отдела продаж компании «Альфаскан» Асыл Гафиятуллин заявил, что «основная проблема работы с лизинговыми компаниями – это дороговизна: мы даем лизинговой компании клиента, он знакомится с предложенной ставкой, возвращается к нам и говорит – это нереально, невыгодный платеж». Компания реализует магистральные тягачи и самосвалы Scania, которые часто стоят больше 10 млн, и «20% первоначального взноса – это тяжело». Впрочем, к его призыву «думайте, размышляйте, прогибайтесь» представители лизинговых компаний отнеслись критически: «Конечно, все хотят первоначальный взнос 10%, но когда приходит начинающий ИП и хочет купить эту «Сканию» за 10 млн, а у него ничего нет, кроме патента, финансовую составляющую которого нам трудно оценить, – конечно, нам тяжело пойти ему навстречу».

В ходе дискуссии была обозначена еще одна перспективная точка роста – лизинг для физических лиц. Ведь в ряде случаев это оказывается выгоднее автокредита. Впрочем, большинство участников круглого стола считает это делом более или менее далекого будущего: пока и законодательство не позволяет активно развивать этот рынок для физлиц. Тем не менее, некоторые лизинговые компании уже вводят такие возможности. «Есть те, кто на волне успеха, готов менять автомобили каждый год и платить только за аренду, но их единицы», – отмечают представители лизинговых компаний, но при этом ссылаются на менталитет. «Да, в Европе это распространено давно: три года отъездил на машине – и сдал ее. У нас же люди хотят быть собственниками».

Читайте также
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть