Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Зугура Рахматуллина: "Систему образования ждут серьезные испытания"

Поводов для встречи журналистов с министром образования Республики Башкортостан Зугурой Рахматуллиной было много. Российское образование стоит на пороге серьезных перемен. Реформа, о которой уже неоднократно говорилось в СМИ, коснется всех его уровней. Недавно в верхах снова обсуждались основные направления развития образования. Они были отражены...

Поводов для встречи журналистов с министром образования Республики Башкортостан Зугурой Рахматуллиной было много. Российское образование стоит на пороге серьезных перемен. Реформа, о которой уже неоднократно говорилось в СМИ, коснется всех его уровней. Недавно в верхах снова обсуждались основные направления развития образования. Они были отражены в Концепции, принятой в декабре прошлого года. Что это за документ: ведь уже существует Концепция модернизации образования до 2010 года? Какое образование нас ожидает? Как претворить в жизнь реформы, продиктованные нашей действительностью? Зугура Рахматуллина дала обстоятельные ответы на эти и другие вопросы на пресс-конференции, прошедшей в агентстве "Башинформ".

Новая Концепция, по словам министра, действительно у многих вызвала недоумение. На самом деле, как объяснила Зугура Ягануровна, — это адаптированный к современным условиям вариант прежней Концепции. Федеральный закон N122, который однозначно распределил полномочия между федеральным центром и регионами, присоединение России к Болонскому процессу — все это, как отметила гость пресс-конференции, значительно отражается на сфере образования.

— Впервые Башкортостан оказался в непростой ситуации, когда в ведение республики были переданы 107 учреждений начального профессионального образования и 19 — среднего профобразования, — сказала Зугура Рахматуллина. — Это произошло при недостаточном финансовом сопровождении. Если на содержание учебных заведений в 2004 году из федерального бюджета предполагалось выделить более миллиарда рублей, то на финансирование переданных учреждений мы получили 296 миллионов 400 тысяч рублей. Этих денег катастрофически не хватает, — подчеркнула она. Несмотря на то, что республиканский бюджет был сформирован в условиях дефицита, Правительство Башкортостана изыскало возможности и выделило еще 503 миллиона 400 тысяч рублей.

Министр образования уточнила, что 670 миллионов пошли на содержание учреждений НПО, 130 миллионов — ссузов. В профучилищах и лицеях, прежде всего, деньги выделены на выплату стипендий и заработной платы, а также полное обеспечение детей-сирот. По ссузам ситуация, как разъяснила Зугура Рахматуллина, более-менее терпимая. В отличие от учреждений начального профобразования они ведут активную коммерческую деятельность. Если в прошлом году на содержание ссузов было выделено 150 миллионов, то сумма внебюджетных средств составила порядка 170 миллионов рублей.  — У них есть шансы выжить, — считает министр образования.

Что касается судьбы высших учебных заведений, они пока остаются в федеральном ведении. Однако предсказывать их будущее сегодня сложно.

Серьезная ситуация в отношении перевода учреждений начального и среднего профобразования складывается по всей стране. "Красивое слово "регионализация" принесло много проблем", — сказала Зугура Рахматуллина.

Подробно руководитель республиканского ведомства остановилась на приоритетных направлениях развития образования. Прежде всего, она отметила повышение качества образования и его доступности за счет разработки и внедрения в учебный процесс новых государственных образовательных стандартов, создания новых механизмов управления, расширения адресной социальной помощи обучающимся. Возникает необходимость формирования прозрачной системы приема в профессиональные учебные заведения, увеличения количества подготовительных отделений при вузах и, главное, усиления мобильности молодежи.

Следующий момент — осуществление непрерывного образования путем интеграции учебных заведений различного уровня в единый образовательный комплекс. Среди стратегических направлений развития образования Зугура Рахматуллина выделила повышение эффективности рынка образовательных услуг, усиление инвестиционной привлекательности сферы образования. Многие коммерческие структуры, говорила она, заинтересованы в квалифицированных кадрах, которые будут работать именно на эти структуры.

Сегодня изжили себя механизмы финансирования образования и внедряются новые. В особенности это проглядывается в системе высшего образования. Это и ГИФО, и образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, система грантов.

— Новое время предъявляет новые требования к организации образования,  — сказала Зугура Рахматуллина. Знания должны стать механизмом обеспечения национальной безопасности страны и залогом личного успеха современного молодого человека, считает она.

— В нашей стране наблюдается удивительный парадокс, — говорит министр образования, — учащиеся в учебных заведениях получают фундаментальные знания, но без основательной практической составляющей. Об этом свидетельствует то, что российские ученики заняли одно из последних мест на Международном конкурсе выявления качества знания. То есть, ребята не смогли применить неплохие знания на практике.

В реформах есть рациональное зерно, считает министр образования республики. Но прежде, чем они будут реализованы, систему образования ждут серьезные испытания.

Фото Олега Яровикова.

Автор: Гульназ Шарафлисламова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть