Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 65.82 ↓

EUR 77.38 ↑

26 сентября Среда

Уфа   °

Частные школы Уфы предложили ввести аналог «родового сертификата» в образовании

УФА, 29 авг 2018. /ИА «Башинформ», Камиль Хасанов/.

В агентстве «Башинформ» прошел круглый стол, посвященный работе частных школ Уфы. Накануне начала нового учебного года директора и учредители семи негосударственных учебных учреждений рассказали о том, что считают главными проблемами этого сектора образования и о том, как он, по их мнению, будет развиваться дальше. Пока частные школы больше воспринимаются как экзотика: в Башкирии их немногим больше десятка, а тех, которые выпускают 9-е и 11-е классы и выдают аттестаты, и вовсе несколько штук.

На первый взгляд может показаться, что эти школы ничем не похожи друг на друга. У них разный опыт: старейшие появились в начале 90-х (на круглом столе «ветеранов» представляла «Детская академия»). Самые молодые организации – «Гармония», «Азбука» и «Миллениум», начавшие работу в последние два года. Не похожи ни расценки на обучение, ни – часто – даже нюансы профиля. Так, например, «Солнечный круг» работает по международной системе Марии Монтессори: по словам директора Лии Сакаевой, здесь до 6 класса практикуется отказ от традиционной классно-урочной системы (дети занимаются в разновозрастных группах) и от выставления оценок. О «Миллениуме» его учредитель Евгения Машко, более известная как медиаменеджер и общественный деятель, рассказала: «Не скажу, что мы элитная школа, скорее, мы делаем ставку на учебу на свежем воздухе, здоровье, спорт, плюс работаем по модели пансионата». В «Детской академии» ее учредитель Константин Миняев реализовал систему частичного перехода на заочное обучение. То, что чиновники не позволили ему сделать тридцать лет назад, в бытность директором муниципальной школы, стало актуальным после введения ЕГЭ: сегодня и «муниципалы» ломают головы, как бы сосредоточиться на главных экзаменационных предметах, не забросив при этом остальные.

Все участники круглого стола в «Башинформе» рассказали, что спрос на их услуги превышает предложение: каждая из частных школ Уфы получает, как минимум, вдвое больше заявлений, чем мест. Объясняется это просто – перегруженностью классов в муниципальных школах.

– Спрос по сравнению с прошлым годом очень вырос, мы не смогли принять всех желающих, – рассказала Алина Абрамова, директор «Азбуки». – Мои дети посещали популярный в городе муниципальный лицей. В классах там было по 38 – 40 детей. «Я пол-урока добиваюсь только того, чтобы они открыли учебники и тетради», – жаловалась учительница. В лучшем случае, там успевали объяснить тему: о том, чтобы спрашивать, и речи не было.

– Классы в муниципальных школах переполнены, и будет только хуже, потому что государство поставило образовательной системе задачу перейти на обучение в одну смену, – заявляет Лилиана Яруллина, директор «Супершколы». – Частные школы позволяют уделить время каждому из 15 – 16 учеников в классе. Практически все частные школы работают с 8 до 19 часов, в это время укладываются и обучение по госстандартам, и дополнительные занятия, и отдых, и прогулки. Я знаю, что у родителей встречается стереотип насчет частных школ: мол, будете ставить оценки за наши деньги. Нет, у нас те же двойки, тройки, пятерки, просто мы боремся за качество образования не на бумаге, а реально.

– Меня недавно удивила новость, что из одной «элитной» муниципальной гимназии в последний год обучения многие ушли в частные школы. Оказалось, потому, что детям приходилось полдня сидеть в гимназии, а полдня бегать по репетиторам, готовясь к ЕГЭ. А потом гимназия позиционирует их результат как свои заслуги. Эффективность времени в муниципальных школах очень низкая, родители во всё вкладываются дополнительно, – считает Лилия Исламова, директор «Я – гений».

По мнению участников круглого стола, перегруженность муниципальных школ открывала бы огромные перспективы «частному сектору», но есть преграда.

– Самая большая проблема, которая нас тормозит: помещения, – рассказал Константин Миняев. – Лицензия на образовательную деятельность накладывает массу требований – от наличия спортзала до количества квадратных метров на одного ученика. У меня было 78 заявлений в первый класс, приняли 30, потому что больше нам просто негде посадить, по нормативам мы забиты до отказа. Нам еще повезло, в 1993 году мы арендовали у города дом детского творчества, то есть помещение, специально построенное под образовательные цели (его аренда обходится в 2 млн рублей в год). Наши коллеги вынуждены искать подобные здания, которых почти нет, или перестраивать, приспосабливать, вкладывая огромные деньги. Если власти не обратят внимание на эту потребность, частные школы просто негде будет открывать. «Бум» частных детских садов возник после того, как Роспотребнадзор снизил требования к помещениям – садики начали появляться в коттеджах, в квартирах, но со школами так не получится.

– Помещений, которые город может сдать в аренду под школу, очень мало, либо это фактически руины, которые крайне сложно восстановить, – рассказала одна из участниц круглого стола. – Мы получили здание бывшей муниципальной школы 1938 года постройки, только в ремонт вложили 15 млн. И даже несмотря на это приходят контролирующие органы, пожарный надзор с такими требованиями, что я не понимаю: я что, это здание перестроить должна? А после этого на различных образовательных совещаниях нам говорят: «А, вы деньги зарабатываете». Вообще, система образования воспринимает нас так, как будто мы немного в стороне: я все время хожу в ведомства и напоминаю, что мы тоже школа, что мы тоже хотим участвовать в конкурсе, там-то и там-то. Реакция примерно такая: «Ах да, вы тоже должны были там быть, извините». Такое ощущение, что мы в восприятии госструктур как-то сами по себе.  

Лилия Исламова  рассказала еще об одной проблеме, которая мешает развиваться частному сектору в образовании:

– В 2016 году принят федеральный закон, по которому некоммерческие образовательные организации могут быть приравнены в условиях к муниципальным. Но, к сожалению, мы не можем попасть под его действие – два года никак не можем войти в реестр поставщиков образовательных услуг. Региональное министерство отправляет нас в Москву, потому что здесь такой юридической практики нет, федеральное – обратно в регион. Идея закона такова, что если мы оказываем образовательную услугу, то муниципалитет, получается, освобождается от затрат на нее. Почему бы не перенести эту сумму на частную школу, чтобы она оказывала услугу по стоимости муниципальной? Кто-то из нас захотел бы так работать, кто-то нет, но это в любом случае разгрузило бы муниципальные школы. Мы обсуждали эту проблему в Госсобрании, там пришли к выводу, что минфин должен разработать механизмы, которые привели бы эту схему в действие. Это было бы отлично: хочет семья водить ребенка в частную школу, или в муниципальную за те же деньги – пожалуйста. Я не знаю, сколько сейчас стоит для государства обучение одного ребенка в школе, но, например, по садикам минфин два года назад озвучил эти цифры: содержание одного ребенка в муниципальном садике в Уфе стоило 11,8 тыс. рублей. Если бы муниципалитет платил эти деньги частнику, появилось бы множество новых детских садов.

Константин Миняев объяснил эффективность этой схемы на примере:

– Несколько лет назад ввели родовой сертификат. Вы все знаете, как он действует: роженица сама выбирает роддом, приносит сертификат туда, государство адресно оплачивает роды. Можно было бы ввести такой же сертификат на образование, который выдавался бы на руки родителю. Там была бы прописана стоимость обучения за счет государства, и не важно, где: родитель может отнести сертификат в муниципальную школу, а может в частную. Это были бы совсем другие отношения, в том числе и правовые (потому что сейчас родители в муниципальной школе бесправны: они даже не заключают со школой договор, а значит, на их отношения не распространяется гражданский кодекс). Появилась бы конкурентная среда. Потому что сегодня закон прописан под подушевое финансирование, а по факту реальные затраты государства непрозрачны.

Несмотря на это, а также на другие преграды, которые существуют сегодня перед частными школами в Уфе (например, коммунальные платежи с них берутся по категории «Промышленные предприятия», по сути – по повышенной ставке), красноречивым можно считать факт, что ни одна частная школа в Уфе за последние годы не закрылась. Их становится только больше, а значит, у этого рынка есть перспективы.

Теги: школы
Читайте также
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть