Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Нестеровский музей Башкортостана отмечает в новом году две юбилейные даты

5 января нынешнего года в календаре Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова - особая дата: один из старейших музеев России будет отмечать 85-летие со дня открытия для публичного посещения. К тому же в наступившем новом году исполняется 50 лет с тех пор, как музею присвоено имя его основателя...

5 января нынешнего года в календаре Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова — особая дата: один из старейших музеев России будет отмечать 85-летие со дня открытия для публичного посещения. К тому же в наступившем новом году исполняется 50 лет с тех пор, как музею присвоено имя его основателя — Михаила Васильевича Нестерова.

Выдающийся русский художник, уроженец Уфы Михаил Нестеров (1862-1942) в 1913 году, желая "содействовать художественному образованию своих земляков", подарил родному городу коллекцию русского искусства II половины XIX — начала XX веков (всего 102 экспоната, среди которых — произведения Ильи Репина, Ивана Шишкина, Николая Ярошенко, Василия Поленова, Исаака Левитана, Константина Коровина, Александра Бенуа, Абрама Архипова, Николая Рериха и других).

Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В результате собирательской деятельности музея, в том числе последующих даров художника и членов его семьи, коллекция произведений Нестерова в настоящее время насчитывает 106 экспонатов. Хронологические рамки коллекции — 1878-1919 годы (лишь несколько произведений датируются более поздним временем). В этой хронологической определенности — принципиальная позиция проводимой музеем политики. Вышеназванный период характеризуется формированием и последовательной реализацией нравственно-эстетической программы художника, суть которой заключается в очищении и возрождении человеческой души в условиях "пустынножития", то есть наедине с природой, в гармонии с ней.

По количественному составу и качественному уровню коллекция произведений Нестерова в собрании Башкирского государственного художественного музея - самая крупная коллекция произведений художника в России.

На момент сообщения о даре Нестерова коллекцию было решено разместить в строящемся Аксаковском Народном доме, но строительство затянулось, и произведения оставались в Москве. Коллекция прибыла в Уфу только в 1919 году, после освобождения города от колчаковцев. Ее привез известный московский архитектор, уроженец Уфы и друг М.В.Нестерова — Илья Евграфович Бондаренко (1870-1947), ставший первым директором Уфимского художественного музея. Благодаря активной собирательской деятельности Бондаренко, уже к маю 1920 года музейный фонд насчитывал 1500 экспонатов, а библиотека — 2500 томов. В настоящее время в собрании музея — более 8500 экспонатов.

В 1920-1930-е годы музей интенсивно пополнялся произведениями из Московского и Петроградского музейных фондов. На протяжении последующих десятилетий сформировались основные коллекции музея: древнерусское искусство, русское искусство ХVIII- начала XX веков, западноевропейское искусство ХVI — XIX веков, башкирское народное декоративно-прикладное искусство и современное изобразительное искусство Башкортостана.

Коллекция древнерусского искусства включает в себя уникальные памятники Московской и Новгородской иконописных школ конца ХV — ХVII веков, так называемых "Северных писем" ХVI века, палехского письма конца ХVIII века, образцы церковной меднолитой пластики ХII-ХIХ веков и церковного серебра ХVIII-XIX веков.

Коллекция русского искусства ХVIII — начала XX веков состоит из ряда коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Так коллекция русской живописи ХVIII века представлена парадным портретом (в основном, произведения неизвестных художников круга Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского), коллекция русского искусства I половины и середины XIX века — пейзажами Ивана Айвазовского, портретами Ореста Кипренского, Василия Тропинина, рисунками Карла Брюллова м другими произведениями. В основе коллекции русского искусства II половины XIX века — дар М.В.Нестерова и поступления 1920-1930-х годов от Московского и Петроградского музейных фондов (произведения Василия Перова, Александра Саврасова, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Василия Сурикова и др.).

Коллекция русского искусства конца XIX- начала XX веков включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Бубновый валет", "Голубая Роза" (Александр Бенуа, Николай Рерих, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Михаил Врубель и др.). Особую ценность представляет собрание живописи Давида Бурлюка — одного из основателей русского кубофутуризма в живописи и футуризма в поэзии, инициатора создания художественного объединения "Бубновый валет". В музее хранятся 37 его произведений (портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915 — 1918 годами, т.е. временем пребывания художника в Башкирии. По количественному составу и качественному уровню это самая крупная в России музейная коллекция картин Бурлюка.

Коллекция западноевропейского искусства — это живопись разных авторов, а также собрание гравюры ХV — XIX веков, представляющей известные школы в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, и произведения скульптуры ХVIII- XIX веков датских, итальянских и французских художников.

Значительную часть музейного собрания составляет коллекция башкирского народного декоративно-прикладного искусства. Это уникальные образцы ткачества, вышивки, резьбы по дереву, ювелирного искусства и костюма ХVIII — начала XX веков, и коллекция изобразительного искусства Башкортостана XX — начала XXI веков (произведения Бориса Домашникова, Александра Бурзянцева, Тамары Нечаевой, Сергея Краснова, Веры Кузнецовой, Камиля Губайдуллина, Зуфара Гаянова, Николая Калинушкина и многих других, в том числе членов творческих групп "Март", "Инзер", "Сары бия" и творческих объединений "Чингисхан", "Артыш").

Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова сегодня не только хранитель уникальных коллекций, но и центр по их научной обработке и публикации. Одно из приоритетных направлений деятельности музея — научная пропаганда истории русского и национального изобразительного искусства в городах и районах Башкортостана. Для ее практической реализации создана целая сеть филиалов музея в виде городских и сельских картинных галерей. Всего — восемь филиалов: Белорецкая картинная галерея (Белорецк), Воскресенская картинная галерея (рабочий поселок Воскресенское, Мелеузовский район), Ишимбайская картинная галерея (Ишимбай), Картинная галерея "Эрмитаж" (село Киргиз-Мияки, Миякинский район), Картинная галерея "Мирас" (Нефтекамск), Мемориальный Дом-музей Александра Тюлькина (Уфа), Салаватская картинная галерея (Салават), Стерлитамакская картинная галерея (Стерлитамак).

Автор: Алия Давлетшина

Теги: культура
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть