Афиша Национального молодежного театра Башкортостана в
декабре пополнилась новым названием. Это спектакль "Клинч" -
психологический боевик в постановке режиссера из Магнитогорска
Сергея Пускепалиса по пьесе Алексея Слаповского. Автор
присутствовал на премьерном показе, но перед этим дал пресс-
конференцию для журналистов. Общение с гостем проходило вокруг
его книг и жизни.
Алексей Иванович Слаповский родился в Саратовской области в
семье служащих. В 1979 году окончил филологический факультет
Саратовского университета. Работал учителем русского языка и
литературы, грузчиком, корреспондентом Саратовского ТВ и радио,
редактором, заведующим отделом художественной литературы журнала
"Волга". Творческую деятельность начал с драматургии: пьеса "Во-
первых, во-вторых, в-третьих" была написана в 1986 году и в том
же году поставлена ярославским ТЮЗом.
Сегодня Слаповский - автор около 30 пьес, из которых
сценическое воплощение увидели примерно двадцать. В России пьесы
Слаповского идут в тридцати театрах. За рубежом они ставятся в
США, Германии, Швеции, Финляндии, Австрии.
"Клинч" является четвертой работой Слаповского совместно с
Сергеем Пускепалисом, после двух спектаклей в Самаре и еще
одного ("Блин-2") в Магнитогорске.
Первая премия на I Европейском конкурсе пьес была получена
драматургом в Германии за пьесу "Вишневый садик" (1994), а в
1996 году он был премирован на Всероссийском конкурсе
драматургов.
Алексей Слаповский трижды становился финалистом премии
Русский Буккер - в 1994 с романом "Первое второе пришествие", в
1998 - с романом "Анкета", в 2000 - "День денег". По сценариям
Слаповского поставлены телесериалы "Остановка по требованию",
"Пятый угол", "Участок".
На встрече с уфимскими журналистами он признался, что у
него разные отношения со своими книгами. "Да, они все мои дети,
но это неправда, что всех детей любят одинаково, - сказал он. -
Впрочем, и сравнение не то, дети лучше книг, они живые,
интереснее. Но какие-то свои книги я люблю, а некоторые -
ненавижу, ругаю себя за то, что когда-то написал".
С режиссерами Слаповский пытается, по его признанию,
разговаривать и часто получается найти общий язык. "Все они живы-
здоровы. Но у меня принцип: на сценической площадке все решает
режиссер, ни в театре, ни в кино я не вмешиваюсь в их работу.
Режиссер - хозяин с правом отца. Да и вообще разговоры вокруг
дела не люблю. Сергей - это мой режиссер. Для драматурга
встретить такого единомышленника - большая удача".
Из других авторов Слаповский для себя выделяет Достоевкого.
"Хотя его считают мрачным писателем, но это не так, он очень
веселый. И помогает, когда его читаешь. Ощущение, что рядом с
тобой есть собеседник. Я проверяю себя в главных вещах с помощью
Достоевского. А как иначе, ведь его роман "Бесы" описал весь 20
век России".
Касаясь телепроектов, Слаповский признался, что очень
намучился с монологом для собаки из фильма "Участок". "И вообще
участие животных в картине - это игра в поддавки. Специалисты
выяснили, что собака добавляет 10 процентов рейтинга картине.
Это очень легко и слишком просто, на мой взгляд, пользоваться
такими приемами". Гость поведал собравшимся, что будет снято
продолжение полюбившегося многим сериала, но только главного
героя будет играть другой актер, а не Безруков. Ему не хочется
тиражировать этот успех, как и мне, а поэтому это будет уже
другая картина, без участкового и с названием "Участок под
угрозой".
Режиссер "Клинча" Сергей Пускепалис также объявил на
пресс-конференции, что "режиссеру - счастье найти драматурга, не
ушедшего в вечность, живого мастера, с которым можно поговорить.
На литературном поле мир Слаповского индивидуален, это
своеобразная планета, со всей реальностью, условностью,
абсурдом. И вопрос нашего творческого сотрудничества с автором -
это момент резонанса, совпадения: как аукнулось, так и
откликнулось. Пьеса "Клинч" мне интересна той мерой свободы,
которую исследует автор. Где кончается игра и начинается
реальность? Насколько иллюзия вдруг превращается в жизнь. "Весь
мир театр, а люди в нем актеры" - сказал мудрец, и мы
придумываем себе что-то постоянно, а потом реализовываем. Это
игра понятий, которая пронизывает все вокруг нас".
Но, увлекшись внешней "чернушной" стороной сюжета, он
упустил множество именно психологических пластов пьесы. В
спектакле не выстроены четко взаимоотношения персонажей. Какие
отношения у мужа с женой, родителей с сыном? У бандитов с
интеллигенцией города? У взрослых с подростками? Кто кого давно
потерял или любит? Никак герои не продемонстрировали страх и
ужас перед смертельной опасностью, поскольку не страшно, а смешно,
когда девочка угрожает взрослым людям с горлышком разбитой бутылки,
поскольку это горлышко и не видно-то в ее руках. А режиссер
пытается нам показать натурализм. Но где это все? Чего вдруг
взрывается главный герой? Когда, с какого момента произошла переоценка
ценностей для него? И так как ответов нет, ничего не понятно,
то ничем его переживания и не трогают, не задевают. Не грустно
за него, не горько - никак.
Выбор исполнительницы на главную роль тоже оставляет желать
лучшего. Она неправдоподобна в своей силе, со слабым,
непоставленным голосом и беспомощными метаниями по сцене.
Не понятен и символ душа - крана с водой, установленного
сбоку. Зачем он? Светлое начало, но тогда почему в нем моются
все, кому не лень? И если у этого омовения большая смысловая
нагрузка, то почему душ не в центре сцены?
Участие в спектакле популярной уфимской группы "Никола
Стасюк", безусловно, привлечет к этой работе Молодежного театра
значительное количество зрителей. Но, даже и не вдаваясь в то,
что музыка чересчур заглушает слова песен, все же хотелось бы,
чтобы музыкальный ряд иллюстрировал то, что происходит по
сюжету. А иначе зачем этот рок-концерт, идущий сам по себе, за
редким исключением совпадая со сценическим действием.
Фото автора.
Автор: Алия Давлетшина