Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.87 ↓

EUR 68.69 ↓

7 декабря Среда

Уфа   °

В Национальном молодежном театре Башкортостана прошла премьера спектакля "Клинч", на которой присутствовал автор пьесы Алексей Слаповский

Афиша Национального молодежного театра Башкортостана в декабре пополнилась новым названием. Это спектакль "Клинч" - психологический боевик в постановке режиссера из Магнитогорска Сергея Пускепалиса по пьесе Алексея Слаповского. Автор присутствовал на премьерном показе, но перед этим дал пресс- конференцию для журналистов. Общение с гостем проходило...

Афиша Национального молодежного театра Башкортостана в декабре пополнилась новым названием. Это спектакль "Клинч" - психологический боевик в постановке режиссера из Магнитогорска Сергея Пускепалиса по пьесе Алексея Слаповского. Автор присутствовал на премьерном показе, но перед этим дал пресс- конференцию для журналистов. Общение с гостем проходило вокруг его книг и жизни.

Алексей Иванович Слаповский родился в Саратовской области в семье служащих. В 1979 году окончил филологический факультет Саратовского университета. Работал учителем русского языка и литературы, грузчиком, корреспондентом Саратовского ТВ и радио, редактором, заведующим отделом художественной литературы журнала "Волга". Творческую деятельность начал с драматургии: пьеса "Во- первых, во-вторых, в-третьих" была написана в 1986 году и в том же году поставлена ярославским ТЮЗом.

Сегодня Слаповский — автор около 30 пьес, из которых сценическое воплощение увидели примерно двадцать. В России пьесы Слаповского идут в тридцати театрах. За рубежом они ставятся в США, Германии, Швеции, Финляндии, Австрии.

"Клинч" является четвертой работой Слаповского совместно с Сергеем Пускепалисом, после двух спектаклей в Самаре и еще одного ("Блин-2") в Магнитогорске.

Первая премия на I Европейском конкурсе пьес была получена драматургом в Германии за пьесу "Вишневый садик" (1994), а в 1996 году он был премирован на Всероссийском конкурсе драматургов.

Алексей Слаповский трижды становился финалистом премии Русский Буккер — в 1994 с романом "Первое второе пришествие", в 1998 — с романом "Анкета", в 2000 — "День денег". По сценариям Слаповского поставлены телесериалы "Остановка по требованию", "Пятый угол", "Участок".

На встрече с уфимскими журналистами он признался, что у него разные отношения со своими книгами. "Да, они все мои дети, но это неправда, что всех детей любят одинаково, — сказал он. - Впрочем, и сравнение не то, дети лучше книг, они живые, интереснее. Но какие-то свои книги я люблю, а некоторые - ненавижу, ругаю себя за то, что когда-то написал".

С режиссерами Слаповский пытается, по его признанию, разговаривать и часто получается найти общий язык. "Все они живы- здоровы. Но у меня принцип: на сценической площадке все решает режиссер, ни в театре, ни в кино я не вмешиваюсь в их работу. Режиссер — хозяин с правом отца. Да и вообще разговоры вокруг дела не люблю. Сергей — это мой режиссер. Для драматурга встретить такого единомышленника — большая удача".

Из других авторов Слаповский для себя выделяет Достоевкого. "Хотя его считают мрачным писателем, но это не так, он очень веселый. И помогает, когда его читаешь. Ощущение, что рядом с тобой есть собеседник. Я проверяю себя в главных вещах с помощью Достоевского. А как иначе, ведь его роман "Бесы" описал весь 20 век России".

Касаясь телепроектов, Слаповский признался, что очень намучился с монологом для собаки из фильма "Участок". "И вообще участие животных в картине — это игра в поддавки. Специалисты выяснили, что собака добавляет 10 процентов рейтинга картине. Это очень легко и слишком просто, на мой взгляд, пользоваться такими приемами". Гость поведал собравшимся, что будет снято продолжение полюбившегося многим сериала, но только главного героя будет играть другой актер, а не Безруков. Ему не хочется тиражировать этот успех, как и мне, а поэтому это будет уже другая картина, без участкового и с названием "Участок под угрозой".

Режиссер "Клинча" Сергей Пускепалис также объявил на пресс-конференции, что "режиссеру — счастье найти драматурга, не ушедшего в вечность, живого мастера, с которым можно поговорить. На литературном поле мир Слаповского индивидуален, это своеобразная планета, со всей реальностью, условностью, абсурдом. И вопрос нашего творческого сотрудничества с автором - это момент резонанса, совпадения: как аукнулось, так и откликнулось. Пьеса "Клинч" мне интересна той мерой свободы, которую исследует автор. Где кончается игра и начинается реальность? Насколько иллюзия вдруг превращается в жизнь. "Весь мир театр, а люди в нем актеры" — сказал мудрец, и мы придумываем себе что-то постоянно, а потом реализовываем. Это игра понятий, которая пронизывает все вокруг нас".

Но, увлекшись внешней "чернушной" стороной сюжета, он упустил множество именно психологических пластов пьесы. В спектакле не выстроены четко взаимоотношения персонажей. Какие отношения у мужа с женой, родителей с сыном? У бандитов с интеллигенцией города? У взрослых с подростками? Кто кого давно потерял или любит? Никак герои не продемонстрировали страх и ужас перед смертельной опасностью, поскольку не страшно, а смешно, когда девочка угрожает взрослым людям с горлышком разбитой бутылки, поскольку это горлышко и не видно-то в ее руках. А режиссер пытается нам показать натурализм. Но где это все? Чего вдруг взрывается главный герой? Когда, с какого момента произошла переоценка ценностей для него? И так как ответов нет, ничего не понятно, то ничем его переживания и не трогают, не задевают. Не грустно за него, не горько — никак.

Выбор исполнительницы на главную роль тоже оставляет желать лучшего. Она неправдоподобна в своей силе, со слабым, непоставленным голосом и беспомощными метаниями по сцене.

Не понятен и символ душа — крана с водой, установленного сбоку. Зачем он? Светлое начало, но тогда почему в нем моются все, кому не лень? И если у этого омовения большая смысловая нагрузка, то почему душ не в центре сцены?

Участие в спектакле популярной уфимской группы "Никола Стасюк", безусловно, привлечет к этой работе Молодежного театра значительное количество зрителей. Но, даже и не вдаваясь в то, что музыка чересчур заглушает слова песен, все же хотелось бы, чтобы музыкальный ряд иллюстрировал то, что происходит по сюжету. А иначе зачем этот рок-концерт, идущий сам по себе, за редким исключением совпадая со сценическим действием.

Фото автора.

Автор: Алия Давлетшина

Теги: культура
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть