Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

В Зауралье продолжается строительство крупного Сакмарского водохранилища

В Баймакском районе возле села Абдулкарим на реке Сакмаре - главной водной артерии Башкирского Зауралья - ударными темпами продолжается строительство крупного водохранилища. Оно в зоне станет четвертым по счету, созданным в последние годы мелиораторами Башкортостана.
Давняя беда Зауралья - острая нехватка в летнюю пору...

В Баймакском районе возле села Абдулкарим на реке Сакмаре  — главной водной артерии Башкирского Зауралья — ударными темпами продолжается строительство крупного водохранилища. Оно в зоне станет четвертым по счету, созданным в последние годы мелиораторами Башкортостана.

Давняя беда Зауралья — острая нехватка в летнюю пору воды. Особенно сильно от этого страдал целинный Хайбуллинский район, где часты засухи. Сейчас проблема там фактически снята с повестки дня: построены и эксплуатируются три больших водохранилища — Маканское, вместимостью 10 миллионов 300 тысяч кубометров воды, Таналыкское — 14,2 миллиона кубометров, Акъярское — 49 миллионов кубометров. Под стать последнему и строящееся Сакмарское. Его вместимость после заполнения будет превышать 30 миллионов кубометров живительной влаги. Столь значительный объем очень важен для южной части Баймакского района, где в пятидесятые годы было распахано немало целинных и залежных земель. При достатке воды здесь можно было бы успешно развивать поливное земледелие, выращивать овощи, фрукты. Пример такого рачительного хозяйствования совсем недалеко — в Хайбуллинском районе. Водохранилище станет выполнять одновременно с этим и важную экологическую задачу — регулировать сток Сакмары, устье которой на территории соседней с Зауральем Оренбургской области, где есть серьезные проблемы с загрязненностью воды Урала отходами промышленности. Равномерная подпитка Урала чистой водой — давняя мечта оренбуржцев. Не говоря уж о том, что в сильный паводок ниже Оренбурга порой подтапливает немало населенных пунктов. Надо особо заметить, что после ввода водохранилища на значительной части двух районов — Баймакского и Зилаирского  — более мягким, более влажным станет климат. Трудно переоценить значение этого для лесостепной зоны. Ведь Сакмара здесь течет как раз между степями по левому своему берегу и лесами — по правому. Из-за чрезмерной, плохо продуманной в прежние годы распашки степей, большого переруба хвойных деревьев исчезли многие родники. Теперь они начнут бить снова.

Уже в будущем году Сакмарское водохранилище станет работать. После перекрытия летом текущего года русла реки идет заполнение ложа. Накоплено около восьми миллионов кубометров воды. Строительство находится под контролем Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова и генерального директора ГУП "Управление "Бащмелиоводхоз" Бахытгалея Батанова. Мелиораторам нужно успеть до весны выполнить еще большой объем различных работ. Но дело у них спорится, в чем ваш корреспондент убедился вчера, 24 ноября, побывав на стройке. Она впечатляет своими размерами. Очень удачно использован естественный рельеф местности — Сакмара здесь с обеих сторон зажата отрогами Уральских гор, что позволило свести до минимума обязательные земляные работы по созданию ложа. Наибольшая глубина водохранилища составит 17 метров, а средняя глубина будет превышать пять метров. В длину же рукотворное море разольется на тринадцать километров. На строительстве работают посланцы трудовых коллективов Уфы, Сибая, Баймака, Мелеуза.

— Задействована самая мощная современная техника, — рассказывает мастер недавно созданного ООО "Баймакэкогидрострой" Юлай Исяндавлетов.  — Это не только российские "КамАЗы", но и японские экскаваторы "Хитачи", американские бульдозеры "Катерпиллар". Особенность стройки и в том, что на ней используются отечественные скреперы с объемом ковша восемь кубометров на базе снятых с боевого дежурства бывших ракетоносцев. Наличие большого количества мощной техники как раз и позволило нам в сентябре-октябре, когда было на редкость сухо, на отсыпке тела плотины ежесуточно укладывать до пяти тысяч кубометров грунта.

К сожалению, в ноябре погода подвела строителей. Вместо обычных для этого месяца мороза и снега в Зауралье все еще стоит плюсовая днем температура с часто выпадающими осадками. Дожди превратили работу строителей в настоящий экзамен на выносливость из-за раскисшей глины. Правда, вчера ночью немного подморозило, и небольшим слоем лег снег. Но к полудню он почти весь стаял, грязи прибавилось. Спуститься из поселка строителей вниз, к плотине, чтобы поговорить с людьми и сделать фотографии, удалось только на "КамАЗе". Выбраться — тоже на нем.

— Конечно, экстремальные условия для людей и техники, — говорит мастер ООО "Башгидрострой" Ильдар Галиаскаров. — Но нам даже на день нельзя остановить работу. Ведь все расписано на месяцы вперед. И нельзя выходить из жесткого графика. Пока это удается.

Удается, прямо надо сказать, благодаря самоотверженной, хорошо организованной работе каждого на стройке. Техника иной раз не выдерживает перегрузок, а люди ежедневно все выносят. Способствуют этому в немалой степени и нормальные бытовые условия в вахтовом поселке. Домики в нем отапливаются электричеством, в столовой хорошее горячее питание.

— Раз нас сюда послали, значит, надо держать на должном уровне марку своих коллективов, — заметил бульдозерист Фидавис Гарифьянов. Он даже удивился, услышав вопрос о том, есть ли конкуренция. Дескать, о каком соперничестве речь, если не имеет значения, кто и откуда, — цель ведь одна. На стройке сформировался единый коллектив.

— Для меня это уже третье водохранилище в нашей республике,  — уточнил в разговоре водитель "КамАЗа" Зия Киекбаев. — Выручает накопленный опыт. Вахта — пятнадцать дней. Но за работой полмесяца пролетает незаметно. Да и коллектив действительно сложился на редкость дружный. Просто интересно трудиться с настоящими профессионалами  — работягами.

Старательность — характерная черта и сварщика Ульфата Фаттахова, бульдозеристов Рашита Шарипова, Гильмана Гафарова, Александра Дубкина и всех без исключения водителей. Незаметно за работой на стройке пройдет зима, и появится необходимость опять подправить карту нашей республики — нанести на ней в Зауралье еще одно голубое пятно.

На снимках: мастер Юлай Исяндавлетов; бульдозерист Фидавис Гарифьянов; водитель самосвала Зия Киекбаев; обычная работа в необычных погодных условиях.

Автор: Анатолий Пастухов

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть