Кажется, совсем недавно, 26 июля, в Учалах торжественно отправляли
первую колонну мощной карьерной техники за 400 с лишним километров на освоение
группы медных месторождений в Хайбуллинском районе Башкортостана. А меж тем
незаметно как-то горняки - водители "БелАЗов" и машинисты экскаваторов -
Учалинского ГОКа уже отработали там две вахты. Каждая вахта - это пятнадцать
суток вдали от родного города, дома и семьи.
У многих учалинцев, работающих на строительстве рудника "Юбилейный" с
открытой (в карьере) добычей еще свежи воспоминания о проводах. Например,
водителя "КрАЗа"-трейлера Николая Полетавкина в тот день провожать пришли жена
с двумя сыновьями, сестра, приехавшая для такого случая из города Касли
Челябинской области, внук с внучкой. Последние деду в дорогу на память нарвали
букет полевых цветов. Засохший букет до сих пор висит в кабине тягача,
на котором Полетавкин-старший мастерски доставил в отдаленный район
Башкирского Зауралья карьерные бульдозеры. Вообще, надо заметить, что
провожали первую колонну из 17 рудовозных машин очень тепло. Выступили
тогда с напутствиями технический директор Уральской
горно-металлургической компании (инвестора освоения
богатейших месторождений в Хайбулле) Константин Плеханов, генеральный директор
ОАО "Учалинский горнообогатительный комбинат" Ильяс Абдрахманов. Просьба у них
была одна: работать только на совесть, высоко держать учалинскую марку.
Вчера, 2 сентября, корреспондент агентства "Башинформ" побывал на
карьере "Юбилейный", с трудом пробившись к нему после прошедшего накануне дождя
по полевой дороге со стороны поселка Уфимский. А за две недели до этого был
звонок главе администрации Хайбуллинского района Рамилю Арсланову. На вопрос
о том, как осваиваются учалинцы на новом месте, он ответил: "По-боевому!"
С ходу взялись за ударную работу, а быт налаживался уже как бы сам по себе.
Учалинцы пришли на очень тяжелую и довольно глубоко залегающую в недрах руду.
Сейчас здесь идет разноска бортов карьера - адская работа для всех. Особенность
в том, что много глины, и малейший дождь превращает ее в жуткое месиво. Каково
приходится тогда водителям "БелАЗов", я оценил своими ногами, пешком
спустившись по длинному серпантину скользкой дороги на самое дно карьера,
где из-за приличного водопритока образовалось уже озеро.
Возле него оперативно решали свои технические вопросы члены комиссии
специалистов Учалинского ГОКа. А вверху работали несколько экскаваторов, и
бесконечной чередой шли "БелАЗы". Интересно было смотреть на них снизу - они
словно в облака вползали. Запомнилось, что у каждой машины на кабине ярко
выделяется надпись "ОАО "Учалинский ГОК".
- Вообще-то нельзя говорить, что, мол, на этом карьере работают лишь одни
учалинцы, - дает пояснения директор рудника Алексей Бодягин. - К большой руде
идем общими усилиями горняков всего Зауралья. Трудятся тут также сибайцы,
бурибайцы. Предстоит вывезти из карьера многие миллионы кубометров горной
породы. Лишь где-то через два - два с половиной года начнется добыча большой
руды. Пока же идут, как видите, подготовительные к этому работы. Они будут
усилены дополнительной мощной техникой. Кстати, план августа по вывозке горной
массы, несмотря на то, что нам мешала непогода, мы перевыполнили.
Серьезная забота проявлена и о людях. Для доставки вахтовиков в
Хайбуллинский район и обратно в Учалы приобретен новый комфортабельный автобус
"Волжанин", скомплектованный на Волжском автобусном заводе из узлов знаменитой
шведской компании "Skania". В вахтовом поселке, где мы тоже побывали в тот день,
созданы нормальные бытовые условия: есть баня, столовая, неплохие жилые
вагончики. Тем не менее руководство Уральской горно-металлургической компании
приобрело более современные благоустроенные вахтовые вагончики в северном
исполнении, и в скором времени они будут сюда доставлены и установлены.
Предстоит решить и вопрос с телефоном. Пока вахтовиков выручает в какой-то мере
служебный сотовый руководства рудника, но работающих становится все больше.
Всего на освоении нового месторождения будет трудиться 260 человек.
Обстоятельную информацию о техническом и кадровом обеспечении строительства
дал главный инженер рудника Сергей Маслов. И эти сведения хорошо дополнили
общую картину. Понравилось то, что в карьере и вокруг него идеальный порядок
- ничего лишнего не видно. А ведь на большой стройке так бывает не всегда.
Порядок тут - явление не случайное. Как подчеркнул Сергей Маслов, на
строительство рудника "Юбилейный" направлена наиболее надежная техника. И кадры
для работы на ней проходили своего рода конкурс. У многих в послужном списке по
десять и более благодарностей. А люди высокого профессионализма просто не могут
оставить за собой какие-либо, пусть даже и мелкие, недоделки и упущения.
В ближайшие годы в хайбуллинских недрах станут доступными для добычи и
переработки около 100 миллионов тонн высококачественной медной руды. Для
сравнения можно сказать, что на Башкирском медно-серном комбинате стомиллионную
тонну руды на Сибайском месторождении добыли лишь спустя сорок с лишним лет
непрерывной работы карьера. Представляете, какие сырьевые запасы в Хайбуллинском
районе! Но взять руду тут очень сложно. Учалинцы сделали к ней лишь первый
удачный шаг. Впереди же чрезвычайно много тяжелой работы. Но она по плечу
горнякам Зауралья, начавшим трудиться на единый результат в составе Уральской
горно-металлургической компании.
На снимках: идет разноска бортов карьера "Юбилейный"; непрерывен поток
"БелАЗов" под загрузку; главный инженер рудника Сергей Маслов.
Фото автора.
Автор: Анатолий Пастухов