"Защита конкуренции - социальная функция власти" - так звучала тема
пресс-конференции, которая прошла сегодня в агентстве "Башинформ".
Ее главным героем стала руководитель Управления Федеральной антимонопольной
службы по РБ Зульфира Акбашева.
Разговор начался с информации о реформировании антимонопольной
структуры. Собственно Федеральная антимонопольная служба была создана
в соответствии с Указом Президента России в марте этого года. Ей были
переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства по
антимонопольной политике за исключением функций в сфере защиты прав
потребителей и поддержки малого бизнеса и преобразуемой Федеральной
энергетической комиссии РФ. В ведение ФАС было передано Территориальное
управление МАП России по РБ и переименовано в Управление
Федеральной антимонопольной службы по РБ. Теперь оно осуществляет надзор и
контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках,
рынке финансовых бумаг, о естественных монополиях, рекламе. В решении
расширенной коллегии ФАС России, прошедшей в июне, приоритетными
направлениями деятельности службы до 2008 года записаны поддержка
мерами антимонопольной политики реформы естественных монополий,
жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей,
модернизация законодательства о защите и развитии конкуренции
на строительном рынке, рынке услуг по инженерной подготовке земельных
участков под застройку, контроль за концентрацией прав собственности
на ограниченные природные ресурсы и предотвращение ее негативных
последствий, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих
крупнейшие хозяйствующие субъекты.
По словам Зульфиры Хабибулловны, от антимонопольного органа ушли функции
защиты прав потребителей. Новая служба не курирует теперь и поддержку
предпринимательства. Но все это стороны одной медали и сводятся
к защите конкуренции. Главное, что может помочь в этом деле
- проконкурентное поведение представителей всех ветвей власти и
руководителей на местах. Говоря иначе, чиновники дожны понимать важность
конкуренции и способствовать ее развитию.
Нередко к нарушениям приводит незнание законов, регламентирующих
эту область. Отсюда несколько судов по одному и тому же делу. Хотя
судебные тяжбы слишком хлопотны, однако без судебной практики
конкуренция в гору не пойдет. За пять месяцев этого года антимонопольщики
рассмотрели 54 дела по нарушениям основного антимонопольного законодательства,
15 - по ограничительным актам и действиям органов власти. Что касается
последнего, руководитель Управления считает, что в этих случаях видно явное
лоббирование интересов отдельно взятых субъектов, особенно по Уфе.
26 дел было связано с нарушениями закона "О рекламе", 148 - по поводу
приобретения более 20 процентов доли в уставном капитале.
Зульфира Акбашева привела много примеров из судебной практики службы.
Например, в Нефтекамске без конкурса под строительство муниципального
рынка был выделен земельный участок в центре города. Не попавшие в тендер
даже написали письмо Президенту России. Дело рассматривалось в нескольких
судах, но до сих пор не завершено. Другой пример связан с Уфимским районом
республики. Там ущемлялось право частного предпринимателя владеть землей.
Интересно поведение районной администрации, которая на бумаге отписывала, что
знать не знает об этой ситуации, а на словах поддерживала руководство совхоза,
которое не хотело выделять участок.
Вместе с антимонопольными законами нарушаются и другие акты. В частности,
призванные экономить государственные средства. В населенных пунктах
Башкортостана вовсю идет благоустройство территорий. Но везде ли
исполнители выбираются на конкурсной основе, куда уходят народные деньги...
По идее, результаты дел должны быть преданы гласности и выставлены
на суд общественности. Пока же нарушители отделываются небольшими штрафами:
если руководитель - от 2 до 5 тысяч рублей, если юридическое лицо -
200-500 тысяч рублей. Новый же закон, которого ждет антимонопольная
структура, предполагает изъятие определенного процента из оборота.
Много вопросов по злоупотреблениям доминирующего характера - когда
крупные субъекты начинают диктовать свои условия остальным участникам
рынка. Особенно это касается сетевого маркета. Злоупотребления заключаются
в требовании хороших процентных скидок от производителя. Учитывая большие
объемы закупа и боясь потерять их, последний вынужден принимать диктуемые
условия. Убыток от таких сделок
покрывается за счет других покупателей. Руководитель УФАС привела в пример
ситуацию с сельхозпроизводителем. Если торговые сети будут спрашивать
товар по заниженной цене, то такое же давление будет оказано
на агропромышленный комплекс, стоимость продукции которого,
учитывая огромные затраты, и без того низкая.
Среди новых направлений деятельности службы Зульфира Акбашева,
в частности, назвала контроль за жилищным строительством и услугами ЖКХ,
а также медицинским обслуживанием неработающих пенсионеров. Она призвала
журналистов к тесному сотрудничеству, потому как только они смогут
сформировать правильное общественное мнение в отношении антимонопольных
мер и создания условий для добросовестной конкуренции.
Фото Андрея Старостина (2)
Автор: Марият Артюхова