Все новости
Детально
9 Июня 2004, 15:40

Население не почувствует никакого напряжения от введения в обращение модифицированных банкнот

Население, как правило, трясет только от одного сообщения о том, что государство затевает какие-то манипуляции с деньгами, к которым все давно привыкли. Всякий раз даются заверения о том, что никто от этих действий не пострадает. Кто-то слегка верит этому, кто-то не очень, однако, в душе почти каждого заводится червячок сомнения...

Население, как правило, трясет только от одного сообщения о том, что государство затевает какие-то манипуляции с деньгами, к которым все давно привыкли. Всякий раз даются заверения о том, что никто от этих действий не пострадает. Кто-то слегка верит этому, кто-то не очень, однако, в душе почти каждого заводится червячок сомнения, который гложет и гложет: если это выгодно государству, значит, невыгодно мне. Так уж сложилось за долгие века, что человек не ощущает себя неотъемлемой частичкой государства, с которым он заодно, он привык себя видеть не в связке, а в противостоянии: вот я, а вот оно - государство. Не доверять манипуляциям с деньгами у населения есть все основания - еще живы те, кто пострадали от денежной реформы 1947 года, еще больше тех, кто потерял, пусть и небольшие, но сбережения при обмене денег в 1961 году. Затем чередой пошли перестроечные и постперестроечные денежные манипуляции - то обменивали 50-ти и 100-рублевые купюры, да не все, а только определенное количество, то нули убирали, короче, при этом неизбежно происходило округление цен, что не приносило пользы "простому народу".
И вот с первого июля грядет нечто подобное. Правда, это не реформа, слава богу, и даже не обмен на новые образцы, а просто введение в обращение модифицированных банкнот модели 2004 года. Об этом журналистам в агентстве "Башинформ" рассказали сегодня заместитель председателя Национального Банка Республики Башкортостан Ильшат Янгиров, начальник управления платежных систем и эмиссионно-кассовых операций НБ РБ Татьяна Зотова и ведущий эксперт по исследованию денежных знаков этого же банка Марина Никитина. Выяснилось, что с первого июля этого года в обращении появятся денежные купюры, которые один к одному повторяют те, к которым мы привыкли, то есть образца 1997 года. Населению и тем, кто по долгу службы обращается с деньгами, ни к чему новому привыкать не придется.
Для чего ж тогда новые "старые" деньги? А для того, чтобы предотвратить возможные подделки и облегчить населению контроль за подлинностью денег, которые оно получает. Статистика - наука строгая - утверждает, что рядовой потребитель при покупках смотрит на банкноту, чтобы определить ее достоинство и подлинность, в среднем четыре секунды. И вот за эти четыре секунды он как покупатель, а также продавец должны обоснованно определить подлинность банкноты, с которой они совершают сделку "купля-продажа". При чем это должно происходить без специальных методов исследования и без специальной подготовки (во всяком случае, без подготовки покупателя).
Общая мировая практика свидетельствует, а Интерпол настоятельно рекомендует всем государствам один раз в пять-семь лет менять деньги, чтобы фальшивомонетчики, которых, увы, не становится меньше, не успевали осваивать новые технологии в своем темном бизнесе. Замена банкнот позволяет упреждать экономические удары со стороны преступных сообществ, специализирующихся на вбросе в экономику фальшивых денег. Надо признать, что у Банка России уже в 2003 году были факты обнаружения купюр достоинством 100 и 500 рублей с первичными признаками подделок. Все это подвигло Банк России к тому, чтобы ввести в обращение банкноты, в которых применяется 26 степеней защиты. Естественно, что не все 26 степеней применяются на всех купюрах - более весомые из них имеют больше степеней. Банк России заинтересован в снижении затрат на денежное обращение, а потому будет изменен даже состав бумаги, которая станет изготавливаться с использованием хлопка и льна. Правда, растительных волокон там будет не так уж много, чтобы надеяться на возрождение льноводческой отрасли сельского хозяйства. Бумажные деньги будут служить в общем итоге в полтора раза дольше. Сейчас самые ходовые купюры - а это десять и 50 рублей - изнашиваются до дыр за три месяца, любимая всеми сторублевка служит не более 11-12 месяцев. Купюры, достоинством 500 и 1000 рублей ходят в обращении более года. Монеты в силу того, что они изготовлены из металла, могут служить несколько десятилетий и это уменьшает издержки обращения. Однако, по словам Ильшата Янгирова, банк не идет на изготовление долговечных монет большего достоинства из-за принципа разумной достаточности.
Даже монеты десятирублевого достоинства имеют специальный ободок гурт, который предназначен для защиты. Естественно, что у пятидесяти- или сторублевых монет степеней защиты должно быть больше, а это непременно приведет к их удорожанию. К тому же и населению не очень удобно носить в кошельках много тяжелых, в прямом смысле, денег - может и карман порваться, и инкассатор надорваться, да и "КамАзов" не хватит подвозить деньги к банкам. Одним словом, Банк России хорошо взвесил все затраты на усиление защиты, удлинение срока службы, чтобы это не привело к значительному удорожанию денежного оборота.
Как известно, деньги после того, как они ветшают, подлежат уничтожению. Существуют специальные технологии их утилизации: сначала появляется мелкая бумажная лапша, затем гранулы и брикеты из них весом по одному килограмму. Из таких брикетов деньги обратно восстановить невозможно в принципе, и они идут в качестве наполнителей в различные технологические цепочки при изготовлении кровельных и других материалов.
Когда же мы с вами увидим новенькие, то есть модифицированные денежки? Скоро. Но сначала с ними познакомятся жители Дальнего Востока и Восточной Сибири. Там в силу разных причин выше заработная плата и выше потребность в купюрах большего достоинства. Старые и модифицированные - будем их называть новыми - денежные знаки, как законное платежное средство будут постепенно появляться и в в других регионах России и равноправно действовать параллельно до полного вывода из оборота тех, к которым мы привыкли сейчас. Естественно, что раньше выйдут из обращения в силу естественного износа более мелкие купюры, а затем и крупные. Банкиры утверждают и хочется им верить, что этот процесс пройдет безболезненно и практически незаметно. Это означает, если у вас под матрасом, в кармане свадебного пиджака или среди трехтомника Маяковского вдруг обнаружится утаенная "заначка", то ее без ограничения срока можно будет использовать в магазине как средство платежа или обменять в банке.
Конечно, самим банкирам придется провести некоторые оргмероприятия, например, переформатировать денежно-сортировочные машины, которые они называют денежными комбайнами. Эта настройка не занимает много времени и почти не стоит никаких затрат. Это примерно, как перезагрузить на новую программу компьютер.
К сведению, у нас в обращении, по оценкам башкортостанских банкиров, находится примерно 40 миллиардов рублей. За месяц через кредитные организации проходит 30 миллиардов рублей. По словам Татьяны Зотовой, это не очень большая сумма на фоне российских показателей - всего 3,5 процента, ведь в стране в учтенном месячном обороте находится 1 триллион 238 миллиардов рублей. Что же это за деньги ходят в республике? Самая ходовая и любимая купюра - сторублевка. Она занимает в структуре оборота 57 процентов, а вместе с 50-ти рублевой купюрой - 80 процентов, остальное - десятки и примерно один процент - 500 и 1000 рублей. Если сравнивать с Россией, то там структура денежного оборота иная: пятисотки составляют 14 процентов, тысячные купюры 15 процентов. Это связано с тем, что на Севере и в Сибири средняя заработная плата составляет примерно 30 тысяч рублей, и у них в ходу крупные купюры. И это нормально, так как должна быть обеспечена разменность.
При введении купюр с дополнительными степенями защиты модификации 2004 года, по словам Марины Никитиной, решается большая социальная задача: без увеличительного стекла, без аппаратуры каждый сможет без труда определить подлинность денег в его руках. Муаровый фон позволит при изменении наклона купюры увидеть красивые изменения цвета с малинового на зеленый с радужными проблесками. Никакие копировальные и другие машины не смогут повторить этот защитный прием. Очень интересна и "ныряющая" нить. Если смотреть сверху, то это несколько блестящих прямоугольников, если смотреть на просвет, то это сплошная темная нить. Впервые применяется микроперфорация. Даже света карманного фонарика, приборной доски автомобиля или экрана мобильного телефона будет достаточно, чтобы определить не только подлинность, но и достоинства купюры. На просвет на ней четко выявится цифра, обозначающая номинал. И никакими иголочками нельзя так ровно и точно нанести, например, 126 проколов на сторублевой купюре. Очень качественные, по оценкам специалистов, и водяные знаки.
Монеты по-прежнему будут иметь существующие ныне степени защиты. Очень важно, что из оборота не будут вымываться монеты мелкого достоинства. Например, когда вводили деньги образца 1997 года - напоминаем, что они появились у нас на руках уже без нулей в 1998 году, - то взвешенно решали судьбу копеечки. Она была, есть и будет, пока будут существовать цены с запятой после рубля, а таких цен у нас немало - загляните хотя бы в ближайшую аптеку. Потребность экономики в копейке существует, и ее заказывают в Национальном банке немало. Например, в монетном обращении копейка занимает 16 процентов, а пятак - 19 процентов. Кроме того, в законе о Банке Российской Федерации говорится, что российский рубль состоит из копеек, а потому копейка будет продолжать находиться в обороте. Мы же с вами помним, что копейка рубль бережет.
Фото Олега Яровикова. Автор: Лилия Зинова