Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 66.87

EUR 76.18

20 августа Понедельник

Уфа   °

Руководитель фонда «Наше будущее» Гульнара Хамиева: «Если я смогла выжить, то мне нужно помогать тем, кто попал в беду…»

УФА, 22 дек 2017. /ИА «Башинформ», Лейла Аралбаева/.

В декабре в Уфе состоялась премьера документального фильма «Параллельные миры», посвященного взаимоотношениям детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Съемка картины была инициирована благотворительным фондом «Наше будущее». Корреспондент агентства «Башинформ» побеседовала с руководителем фонда Гульнарой Хамиевой.

- Гульнара Рашитовна, что побудило вас обратиться к проблемам детей с ограниченными возможностями? Это как-то коснулось вас лично?

— Чтобы заниматься данной темой, необязательно, чтобы у тебя в семье был особенный ребенок. Я часто принимаю участие в жюри различных проектов по программе «Доступная среда» – это и «Созвездие талантов», и «Ломая барьеры». В 2014 году мы начали с инициативной группой снимать фильм «Неограниченные возможностями» про подростков незрячих и на колясках. Мы показывали их жизнь, чтобы люди поняли, что они ничем не отличаются от нас. Обычные люди входили в их положение: ходили с завязанными глазами, плавали с завязанными ногами, чтобы почувствовать то же, что они.

А потом мне в голову пришла идея: снять, как сами дети реагируют на детей с ограниченными возможностями. Так родился проект «Параллельные миры». Мне не нравится, что на таких детей часто смотрят со слезами, с жалостью. Они порой намного больше могут и даже ответственнее, упорнее.

- Съемки фильма – дело непростое: нужны средства, подходящие герои, история, опыт в этой отрасли… Как происходил процесс подготовки?

— Когда мы начали отбирать детей для съемок, одни родители соглашались, другие нет, кто-то хотел показывать ребенка, кто-то нет. Но у нас была задача – через этого ребенка вытащить общие проблемы. Именно под эту идею возник наш Республиканский фестиваль «Добрая елка». Мы хотели посмотреть, как дети общаются в неформальной обстановке.

Изначально фильм планировали снимать в Уфе и еще трех регионах, но в силу нехватки финансов ограничились нашей республикой. Бюджет фильма вышел больше миллиона. В 2016 году мы получили грант президента РФ и начали снимать.

Сначала мы снимали каждого ребенка в отдельности, дети совершенно друг друга не знали. В финале все они встретились и три дня провели вместе в профилактории. Мы думали, что начнется отторжение, все-таки они дети. Но реакция оказалась противоположной – ребята начали на свои темы общаться.

- Расскажите немного о тех детях, кто принимал участие в проекте.

— Герои фильма — Айгуль Ибрагимова, Урал Фаткуллин, Ульяна Овсянникова, Тимур Сыртланов, Аделина Гимадова, Максим Сорокин. Они совсем разные. Самой маленькой девочке 9 лет.

Были дети с ДЦП, а у Урала, например, пальцев нет. Недуги врожденные и приобретенные, но дети сами не хотят говорить о диагнозах. Они уже поняли, что что-то могут и назад не смотрят – вот что вызвало у меня наибольшее уважение.

Дети играют на фортепиано, Максим, Аделина, Айгуль занимаются вокалом, красиво поют. У Максима кумир – Хворостовский. Урал – призер Открытого Чемпионата по плаванию.

Ульяна любит помогать. Вместе с мамой Татьяной Овсянниковой они выезжают в дома престарелых и в детские дома. Она занимается лепкой.

Тимур у нас самый озорной герой, появился случайно, я общалась с его родителями и увидела ребенка. Он любую обстановку оживит, увлекается историей, географией. Животных любит – и собак, и рыбок.

Мы их сгруппировали попарно – три ребенка здоровых, три ребенка особенных. Хотя на самом деле было четыре особенных ребенка, но Аделину снимали так, чтобы люди не догадались, что у нее что-то не так. А у нее протез руки, одной рукой она ничего не может делать.

- Вы сами отбирали детей? Где вы их нашли, через знакомых?

— Я сама отбирала лично. Кого-то я увидела на фестивалях, кого-то – в интернете. Урала я встретила на инклюзивных соревнованиях по плаванию в Чебоксарах. Максим из Октябрьского сам подъехал на коляске во время «Доброй елки» и подарил мне диск со своими песнями. Он учится в обычной школе. Айгуль, хотя и передвигается на коляске, также учится в обычной школе.

- В школе, где учится мой ребенок, не обучаются дети-инвалиды. Насколько я знаю, доступная среда есть пока не везде.

— Действительно, некоторые школы не берут таких детей, но многие уже перестраиваются. На самом деле, доступная среда должна быть в каждой школе. Ведь дети изолируются, у них нет общения. Будет рознь, когда они вырастут. А мы хотим, чтобы они еще на стадии детства научились уважать и понимать друг друга.

- А в вашей школе учились дети-инвалиды?

— Нет. Я из Илишевского района, училась в районной школе. С инвалидами в университете только сталкивалась. Но идея зародилась не просто так.

Несколько лет назад я попала в аварию и еле осталась жива. Мне было 28 лет, я была за рулем. Слава Богу, все обошлось, но были переломы, сделали несколько операций. И пока лежала в больнице, очень много видела и думала: ну если я смогла выжить, то мне нужно помогать тем, кто попал в беду.

- Вы увидели проблему изнутри и решили создать фонд?

— Фонд был уже создан в 2012 году. До аварии я планировала заниматься экологическими проектами, вопросами Непейцевского дендропарка, я делала детские праздники, поддерживала проекты Народного университета. Тогда не было задачи заниматься темой особенных детей, а вот само собой получилось.

- Вы помогаете детям финансово?

— Наша цель – привлечь внимание к этой теме и поменять отношение людей, чтобы детей с ограниченными возможностями в нашем обществе воспринимали как равных, считались с ними, уважали, замечали их способности. Некоторые таланты раскрывались прямо в самом фильме, это было вообще нечто. Цели собрать средства мы не ставили, поэтому выбрали такой формат донесения проблемы.

У меня самой есть двоюродный племянник, ему 18. Он не видит от рождения, но при этом мы очень хорошо общаемся. Он не чувствует, что не такой, как все: и на конкурсы ездит, и собирается поступать в институт права. Мы с ним по телефону можем обсудить законы, я с ним советуюсь. Он гордится тем, что востребован. У таких детей нет распыления, они двигаются в одном направлении, притягивают других.

- Какая команда работала над фильмом? Был ли у вас сценарий?

— Работала профессиональная команда – автор Гаухар Батталова и режиссер Альфия Арсланова, оператор Урал Гатауллин. Фильм получился 47 минут. Планировали 26 минут, но материала отсняли много, жаль было вырезать. Изначально у нас был сценарный план, но вышло много интересных лайфовых моментов, как реалити-шоу. Вывозили детей и на колесо обозрения, и в цирк, и в боулинг. В профилактории для них были организованы занятия, мастер-классы, игры. Была встреча со знаменитыми людьми, депутатами Иреком Зариповым и Римой Баталовой, они делились успехом, дети им задавали откровенные вопросы.

Интересно, что больше всего детям запомнилось, как они все вместе вшестером играли в прятки. Двое в колясках, но у них не было никаких ограничений. Прятки – вроде простой способ общения, а прямо за душу задело. Потом ребята вспоминали про то, как играли, общались, и у них глаза сияли.

- Где можно посмотреть фильм «Параллельные миры»? Предполагается ли прокат по республике?

— В январе 2018 года планируется показ на БСТ. Потом собираемся выложить в соцсети. C января по март фильм будем показывать по всем школам республики. Сами школы ко мне обратились – давайте сделаем Урок добра, там посмотрим фильм и обсудим. Будем выезжать в районы вместе с героями.

Также совместно с Министерством образования будут организованы два конкурса: «Лучшее эссе на тему «Параллельные миры глазами детей» по возрастным группам до 12 лет, от 12 до 17 лет по итогам просмотра фильма и конкурс для самих учебных учреждений на тему «Инклюзивный мир в нашей школе».

Ведем переговоры о показах и в других регионах. На показы мы специально приглашаем детей, студентов, и их мнение к людям с ограниченными возможностями меняется. При просмотре, конечно, слезы наворачиваются, когда ты понимаешь ситуацию. Но на самом деле фильм на позитиве, мотивирующий к толерантному отношению к людям с особенностями. После фильма, если рядом кто-то ехал на коляске, застрял в снегу, ты уже мимо не пройдешь.

Если мы соберем средства, то сделаем перевод фильма на английский язык и сурдоперевод. Мы с уважением относимся к каждому обществу и сейчас хотим адаптировать фильм для просмотра любыми категориями людей.

- Чем еще, кроме производства фильмов, занимается фонд «Наше будущее»?

— В основном проводим мероприятия, мастер-классы, конкурсы по инклюзивному образованию. Планируем расширять свою деятельность, я все время ищу новые направления. Раньше делали благотворительные концерты, сейчас их уже многие организуют.

И в общении с бизнесменами, и с представителями общественности я всех призываю к тому, что нужно прямо сейчас начинать помогать другим. Не завтра: завтра может тебя или их не быть. Не надо ждать, когда среди твоих близких появится такой человек.

- Планируете ли вы выходить на российский, мировой уровень? Существуют крупные фествиали, конкурсы для людей с ограниченными возможностями, например, «Филантроп» в Москве. Такие мероприятия окрыляют.

— Мы участвуем в форумах, выставках, экспозициях, в том числе и на российском уровне. Ездили по приглашению Минздрава в Москву на международную выставку «ИнваЭкспо. Общество для всех», 9 ноября показывали этот фильм в Москве. Там были те, кто занимается работой с людьми-инвалидами, и представители министерств РФ.

— В организации ваших проектов вам приходится взаимодействовать с органами власти. Трудно убедить чиновников?

— Бьёмся, бьёмся! Всё не просто так. Средства специально не запланированы. Министр семьи и труда Ленара Иванова очень поддержала нас с первым фильмом «Неограниченные возможностями», это благодаря ей мы взяли такую высокую планку. Управление образования дало нам разрешение на съемки в школах.

Проект «Параллельные миры» поддержали администрация главы региона, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ, Управление образования Уфы, Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Какие главные проблемы вы видите в работе с инвалидами? Есть ли специальные программы, специалисты?

— В первую очередь хочу подчеркнуть, что восприятие людей с особенностями начинается с семьи. Надо донести это до родителей. Мы показали в фильме, что дети хотят общаться вместе, но иногда они говорят: «мне мама запрещает». Или вот Максим рассказывал: они вышли на площадку, и прямо возле него мама сразу уводит своего ребенка. Тот тянется общаться, а родители не хотят.

Мы стараемся доносить эти мысли до людей. Специальные семинары они не послушают, поэтому был выбран такой жанр – фильм, чтобы всё показать и дать почувствовать.

В плане доступной среды надо всем учебным организациям, как бы тяжело не было, приспособиться. Устанавливать пандусы, лифты. Сейчас много приспособлений, и они не сильно затратные.

В школах ввести уроки семьи, устраивать больше неформального общения. Например, между одной из школ и 28-м интернатом налажена дружба, проводятся общие мероприятия. У детей зарождается тяга друг к другу. Всё закладывается в детстве.

- Вы много ездите. Уфа – благожелательный город для людей с ограниченными возможностями или наша среда агрессивна?

— Есть города, где доступная среда развита лучше. Вот Чебоксары – маленький город, но там я видела приспособления для занятий спортом для особенных людей. В Казани тоже много делается, движение есть везде. Хотелось бы, чтобы делалось не для вида, а на пользу. Очень часто по пандусам, которые поставили, в реальности невозможно подняться. Контролировать надо не для галочки, а законодательно прописать штрафы, чтобы люди испугались и сделали, как положено.

- Какие задачи вы ставите перед фондом в будущем?

— Хотелось бы организовывать российские, международные инклюзивные мероприятия. На форуме по инклюзии хочу собрать все виды спорта, провести презентации, мастер-классы. С известным модельером Еленой Лукмановой, которая сделала моду для людей за 50, можно было бы сделать коллекции и для людей с ограниченными возможностями.

Главное, чтобы была поддержка. Мы не решаем проблемы инклюзии, но маленькими шажочками вносим вклад в решение общей проблемы.

- Направление, за которое вы взялись, требует много физических сил и большой работы души. Что вас мотивирует?

— У меня есть свой бизнес, я занимаюсь поставкой медоборудования и турагентством, а работа в фонде – для души. Иногда бывает очень тяжело, хочется всё бросить. Но у меня сразу перед глазами возникает картина людей, у которых нет руки или ноги, но они все равно что-то делают. Если уж они двигаются, то у меня и руки и ноги есть – я просто должна встать! Если на каждый отказ негативно реагировать, то можно было бы давно всё бросить. Я временно отвлекаю себя на что-нибудь другое, а потом заново встаю и иду.

Читайте также
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть