Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.46 ↑

EUR 69.81 ↓

22 ноября Среда

Уфа   °

Петр Клец, глава Управления Росреестра по Башкортостану: «За электронной регистрацией недвижимости - будущее»

УФА, 1 ноя 2017. /ИА «Башинформ»/.

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне распоряжением Правительства России утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов страны. Две целевые модели — «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» и «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества», направлены на совершенствование учетно-регистрационных процедур и улучшение условий ведения бизнеса в регионах. Более подробно о том, что такое целевые модели, какие новшества заявителям предоставляет новый Федеральный закон о госрегистрации недвижимости, рассказал руководитель Управления Росреестра по Башкортостану Петр Клец.

Петр Вячеславович, прошло уже 10 месяцев с того времени, как введен в действие новый закон, регулирующий учетно-регистрационную деятельность в сфере недвижимости. Расскажите об изменениях, и что востребовано заявителями?

— С 1 января 2017 года введен в действие Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому Управление Росреестра по Башкортостану предоставляет заявителям госуслуги в новом формате. В частности, жители России и республики сегодня могут получать услуги Росреестра по экстерриториальному принципу. Это дает возможность обращаться за регистрацией прав или кадастровым учетом независимо от места расположения объекта недвижимости, что многократно повышает удобство получения услуг Росреестра, сокращает временные и финансовые затраты граждан и представителей бизнеса. На сегодняшний день к нам в ведомство от жителей республики поступило более 1 тыс заявлений на регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости, расположенной, например, в таких субъектах как Краснодарский край, республики Татарстан и Крым, Челябинская область, город Москва и другие. Еще более 1,8 тыс заявлений поступили на рассмотрение в управление из других субъектов России. Также появилась возможность одновременной подачи заявления о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект недвижимости. Особенно это удобно, когда оформляется построенный дом или когда объект недвижимости прекращает свое существование. Сократились сроки осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и госрегистрации прав по основным сделкам. Для кадастрового учета — до 5 рабочих дней, для регистрации прав — до 7, одновременного проведения кадастрового учета и госрегистрации — до 10 рабочих дней, выдача сведений из реестра недвижимости (ЕГРН) — до 3 рабочих дней. Уменьшились и сроки, отведенные на транспортировку документов из МФЦ в Росреестр и обратно — до 2 рабочих дней, вместо ранее 4 дней. И это только внешние изменения, которые напрямую касаются заявителей. Есть еще ряд новшеств, затрагивающих непосредственно работу государственных регистраторов прав: в частности, стало более совершенным межведомственное взаимодействие, функции государственного регистратора прав расширились (он теперь принимает решения и о кадастровом учете), усилилась его ответственность. Также сегодня ведется единый по всей стране реестр государственных регистраторов прав, куда вносятся сведения о каждом из государственных регистраторов прав, сведения о принятых ими решениях в процессе правовой экспертизы и так далее.

Вы упомянули, что у регистраторов появились новые функции по осуществлению кадастрового учета недвижимости. Ранее эти функции были возложены на специалистов филиала Кадастровой палаты. С какой целью теперь кадастровый учет проводят госрегистраторы Управления Росреестра?

— Это закономерный процесс, направленный на упрощение процедуры кадастрового учета объекта недвижимости и последующей регистрации права на него. Ранее это были отдельные процедуры -

вначале требовалось поставить объект на учет в филиале Кадастровой палаты, затем — оформить право на него в Управлении Росреестра. После создания Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН — обе функции сосредоточены в Управлении Росреестра. При этом с начала июля Кадастровая палата наделена новыми полномочиями оператора ЕГРН и функциями по выполнению кадастровых работ, что будет способствовать наполнению реестра недвижимости актуальными сведениями, а также развитию услуг на рынке недвижимости. Таким образом, функции Управления Росреестра и филиала Кадастровой палаты, как и раньше, дополняют друг друга.

Росреестр заявляет как одну из главных своих задач — улучшение инвестиционного климата. Что вкладывается в это понятие?

— В соответствии с распоряжением федерального правительства, внедряются двенадцать целевых моделей по ряду направлений, наиболее сильно влияющих на инвестиционный климат в стране, в регионах. К таким направлениям, в том числе, относятся кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество. Данные целевые модели направлены на совершенствование процесса управления земельными ресурсами и повышение инвестиционной привлекательности регионов. Целевые модели выстроены в логической последовательности действий, которые осуществляет заявитель для получения земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в собственность — с момента выбора объекта недвижимости до постановки его на кадастровый учет и оформления прав собственности. Регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими действиями в цепочке по оформлению недвижимости, и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах. Поэтому причины, по которым Управление Росреестра вынуждено принять решение о приостановлении или отказе при регистрации прав и кадастровом учете, также зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах. Таким образом, сегодня мы делаем акцент в своей деятельности на уменьшение приостановлений и отказов в учетно-регистрационной деятельности, продолжаем взаимодействовать с многофункциональными центрами, развиваем «электронную» регистрацию и совершенствуем процесс межведомственного электронного взаимодействия с органами власти, муниципалитетами и организациями для того, чтобы высвободить заявителей от излишнего хождения по инстанциям за бумагами и сократить сроки оказания услуг.

Достигла ли республика целевых показателей 2017 года по целевым моделям по направлениям кадастрового учета и регистрации прав?

— На 2017 год установленные показатели по направлению «регистрация прав» достигаются. В настоящее время услугу Управления Росреестра в Башкирии по регистрации права собственности через МФЦ получают уже более 99% заявителей при установленном на текущий год показателе 70%. Средний фактический срок проведения госрегистрации составляет 6 рабочих дней при целевом значении 7 дней (и 9 дней при подаче заявлений через офисы МФЦ). Если у заявителя имеется необходимость получить документы о госрегистрации еще быстрее, то можно, используя электронный формат подачи заявления на эти услуги, уложиться в 2 рабочих дня. Доля приостановлений в регистрации прав на начало 2017 года — 7,34 %, а по итогам 9 месяцев — 5,68 % (согласно целевой модели — не более 6,6%). Доля отказов в госрегистрации недвижимости согласно целевым моделям должна составлять не более 1,2% от общего количества поданных заявлений. На сегодняшний день в Башкирии этот показатель по итогам 9 месяцев составляет 0,88 %, в то время как на начало года составлял 2,66%. Все показатели напрямую зависят от качества предоставляемых гражданами и юридическими лицами документов. Наши специалисты проводят обучающие семинары с сотрудниками МФЦ, мастер-классы для профессиональных участников рынка недвижимости, выездные правовые консультации с муниципалитетами. Также руководство и сотрудники Управления Росреестра, филиала Кадастровой палаты практически еженедельно проводят заседания рабочей группы по снижению  приостановлений и отказов, при необходимости с участием представителей МФЦ и СРО кадастровых инженеров.

Вы упомянули результаты показателей по направлению регистрации прав. А как обстоят дела с кадастровым учетом недвижимости в республике?

— В соответствии с распоряжением Правительства Башкортостана Управление Росреестра по РБ определено ответственным за внедрение в республике целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимости». Ответственным за модель «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» является Министерство земельных и имущественных отношений РБ. В данной целевой модели мы отвечаем за результат — непосредственную постановку на кадастровый учет объекта недвижимости.

Например, до конца года доля приостановлений в госкадастровом учете должна составлять не более 18%, отказов — не более 10%. К завершению года мы хотим выйти на данные показатели. Для этого Управление Росреестра совместно с филиалом Кадастровой палаты будет активно продолжать  работы по их достижению. Например, в сентябре доля приостановлений по кадастровому учету достигла 11,77%, а отказов снизилась до 6,66%, в то время как на начало года эти показатели составляли 36,54% и 28,7% соответственно.

С какими проблемными моментами пришлось столкнуться при достижении данных показателей?

— Как показывает практика, более трети решений о приостановлении или отказе в кадастровом учете связаны с некачественным проведением кадастровых работ кадастровыми инженерами, а также их недобросовестным отношением к подготовке документации.  При этом от знаний и навыков кадастрового инженера зависит достоверность подготовленных им документов, необходимых для проведения кадастрового учета и регистрации прав. Управление Росреестра совместно с филиалом Кадастровой палаты проводит на регулярной основе семинары с кадастровыми инженерами, на которых обсуждаются наиболее часто встречающиеся ошибки при составлении технической документации, изменения законодательства в сфере государственного кадастрового учета и т.п. Призываем кадастровых инженеров активнее использовать «Личный кабинет кадастрового инженера» как способа предварительной проверки документов, направляемых для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет, чтобы минимизировать приостановки и отказы. Кстати, практику работы с кадастровыми инженерами в Башкирии оценило руководство нашей службы на федеральном уровне, признав ее одной из самых лучших среди территориальных органов Росреестра. Также причиной приостановлений зачастую является отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости  в полном объеме сведений о  границах, установленных в соответствии с требованиями законодательства. Пользуясь случаем, Управление Росреестра по Башкортостану рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

Вы отметили, что в планах — продолжение развития электронного взаимодействия с иными органами. В чем оно заключается?

— Необходимость использования электронного способа подачи документов на регистрацию прав и кадастровый учет со стороны муниципалитетов и госорганов обусловлена требованиями действующего законодательства. Это ведет к минимизации участия заявителей — предпринимателей или граждан — в процессе оформления недвижимости. Сегодня если орган госвласти или муниципалитет издает акт, на основании которого регистрируется право, ограничение или сделка (или если является стороной сделки), он обязан самостоятельно в срок не позднее пяти рабочих дней направить в Управление Росреестра заявление о государственной регистрации и прилагаемые к нему документы. Органы местного самоуправления также самостоятельно в электронном виде должны направлять информацию о присвоении (изменении) адресов объектов недвижимости, а также заявление о государственном кадастровом учете в случае выдачи ими разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что значительно облегчает жизнь гражданам и бизнесу. Таким образом, сегодня заявителям нет необходимости предоставлять в Управление Росреестра документы, которые находятся в распоряжении иных органов, мы запрашиваем их сами по межведомственным каналам. При этом качество предоставления госуслуг по учету и регистрации напрямую зависит от возможности получения в установленные сроки той информации, которую мы запрашиваем по «межведу». Любые задержки и сбои «межведа» могут явиться причиной приостановления или отказа. Значительно увеличивает сроки оказания услуг и ожидание документов, обязательных для ответа на запрос в межведомственном порядке, поступающих на бумажных носителях. В рамках соблюдения федерального законодательства органам местного самоуправления и органам госвласти необходимо максимально исключить бумажный документооборот при взаимодействии с Управлением Росреестра.

Мы не можем не затронуть тему электронной регистрации недвижимости. Насколько расширилась сеть Центров консультирования?

— В Башкортостане уделяется большое значение развитию этого способа оказания услуги по регистрации прав на недвижимость, учитывая его короткие сроки — всего 2 рабочих дня, а также экономии на госпошлине  для физических лиц в 30%. По количеству заявлений на государственную регистрацию прав в электронном виде среди территориальных органов Управление Росреестра по Башкортостану занимает третье место после Управлений по Москве и Московской области. В целях оказания практической помощи заявителям по переходу на получение услуг Росреестра в электронном виде на территории республики в крупных городах и районах на базе филиала Кадастровой палаты созданы Центры консультирования по подаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимость в электронном виде (Уфа — ул.Ленина,д.70 и ул.50 лет СССР, д.30/5; Кумертау — ул.Гафури,д.5; Нефтекамск — ул.Дорожная,д.10; Сибай — ул.Горького,д.74к; Стерлитамак — ул.Мира,д.18а; Туймазы — ул.С.Юлаева,д.69а; Белорецк — ул.Крупской,д.47; Учалы — ул.Строительная,д.6; Месягутово — ул.Коммунистическая,д.22б; Иглино — ул.Ленина,д.44).

В функции Центров консультирования входит: прием заявителей для удостоверения личности и проверка представленных документов для выдачи электронно-цифровой подписи (ЭЦП) удостоверяющего центра ФГБУ «ФКП Росреестра», консультирование по вопросам подачи документов в Росреестр в электронном виде и заверении их необходимыми ЭЦП. После обучения основам подачи электронного пакета документов на государственную регистрацию недвижимости заявителю не составит труда проделать аналогичную операцию через домашний или рабочий компьютер.

Помимо этого Росреестр реализует совместный проект электронного взаимодействия со Сбербанком России. Благодаря проекту, граждане при получении ипотечного кредита могут прямо в офисе банка, без посещения Росреестра или многофункционального центра, подать документы на регистрацию перехода права в электронном виде. Направлять документы на регистрацию прав непосредственно из офиса уже начали компании-застройщики при регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также риэлторские компании. Возможность подать документы на регистрацию прав прямо в офисе банка, застройщика или риэлтора повышает удобство получения услуг для граждан и бизнеса, избавляет заявителя от необходимости посещать офис Росреестра, что экономит его время.

Спасибо за беседу.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть