Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Детально
25 Апреля , 08:30

Пути ведут в Башкирию. Как транспортная инфраструктура влияет на рост экономики

Ильшат Казаккулов
Фото:Ильшат Казаккулов

По итогам 2023 года объем инвестиций в Башкирию достиг исторического максимума и составил 620 млрд рублей, а валовой региональный продукт (ВРП) за тот же период - 2,3 трлн рублей. Устойчивое развитие экономики региона прямо связано с ростом производственного потенциала, но не только. Особую значимость имеет транспортная инфраструктура, от уровня развития которой во многом зависит социально-экономическое благополучие. О том, как проекты, реализуемые в транспортной сфере, влияют на экономику Башкирии, что предстоит сделать в ближайшие годы – в материале «Башинформа».

Дороги для будущего развития

Безопасные и качественные дороги, воздушный, речной, железнодорожный транспорт – не просто привычные атрибуты современной жизни. Чем больше магистралей и способов передвижения людей и доставки грузов, тем легче налаживать бизнес-взаимодействие с другими регионами и странами, выбирать оптимальные с точки зрения затрат пути доставки продукции и сырья. В свою очередь плохие дороги или отсутствие транспортного сообщения грозят экономическими потерями. Развитые транспортные коммуникации важны и для отдельного человека, поскольку способствуют мобильности, расширяют туристические, культурные возможности, влияют на уровень благосостояния.

В Башкирии развитию транспортной инфраструктуры уделяют особое внимание. С ноября 2018 года Глава Башкирии Радий Хабиров проводит республиканские «Транспортные часы» - совещания, на которых обсуждаются вопросы развития транспортной и дорожной инфраструктуры с участием членов правительства, отраслевых предприятий, глав муниципалитетов

«Транспортный час» мы будем проводить раз в месяц, обсуждать крупные вопросы и намечать планы работы, – заявил Радий Хабиров на одном из первых совещаний – Территория у нас большая. Башкортостан – второй по протяжённости автомобильных дорог регион в Российской Федерации. Поэтому вопросы транспорта и дорожной инфраструктуры имеют для нас большое значение».

Одна из составляющих высокого качества жизни – дорожная инфраструктура. Как следует из недавнего отчета правительства Башкирии, представленного депутатам Госсобрания, за прошедшую пятилетку на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог направили более 153 млрд рублей. Темпы роста объема работ здесь ежегодно увеличивались на 20%. В цифрах – это свыше 8 тыс. км автодорог и 9 тыс. м мостов.

Знаковым событием 2024 года стало открытие Восточного выезда из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал». Строительство тоннеля начали еще в 1992 году, в 2004 году его заморозили на долгие годы, но в 2020 году здесь снова началась масштабная работа. Таким образом, удалось реализовать один из крупнейших инфраструктурных проектов республики, благодаря которому доехать из Уфы до трассы М-5 «Урал» теперь можно за 10 минут. 

Заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин, участвовавший по видеосвязи в открытии Восточного выезда, назвал его уникальным транспортным проектом не только для Башкирии, но и всей России.

«Он окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, увеличит градостроительный потенциал Уфимской агломерации… Новая дорога позволит поддерживать высокие темпы развития города. Восточный выезд снизит нагрузку на действующую улично-дорожную сеть, повысит инвестиционную привлекательность всей республики», - назвал преимущества объекта Марат Хуснуллин.

Эту точку зрения разделяют федеральные транспортные эксперты. Руководитель Института транспортного планирования, член общественного совета при Ространснадзоре, эксперт ООН, доктор технических наук Михаил Якимов отмечает, что инфраструктурный объект станет драйвером развития многоэтажного строительства на данной территории. Он спрогнозировал создание здесь новых крупных жилых микрорайонов, «которые позволят привлечь дополнительные средства, увеличить налогооблагаемую базу, соответственно поступления в республиканские и местные бюджеты».

Директор Института прикладных транспортных исследований Дмитрий Енин также полагает, что улучшение транспортных связей будет способствовать развитию города и поможет снизить транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть.

Продолжается реализация других, не менее значимых проектов. Это, в частности, «Южные ворота» с объемом инвестиций более 16 млрд рублей, завершено проектирование Южного обхода Уфы и моста в Кузнецовском затоне. Объем инвестиций в этот проект составит порядка 46 млрд рублей. Продолжается капитальный ремонт моста в Шакше. До конца 2024 года откроется арочный Бельский мост в Уфе. Всего в текущем году  в Башкирии планируют отремонтировать более 1000 километров дорог и привести в нормативное состояние 8 мостов.

«Плохие дороги — настоящее бедствие, людей они раздражают, считаю, что плохих дорог, как явления, в республике быть не должно», — заявлял в ходе «Прямой линии» Радий Хабиров.

Здесь уместно вновь напомнить о социально-экономическом эффекте, который дает развитие транспортной инфраструктуры. Вот пример: в Башкирии, впервые в новейшей истории региона за последние два года отремонтировали подъездные дороги до 140 садовых товариществ. Эта и другие меры господдержки привели к росту популярности садоводства и огородничества.

Сокращая расстояния

Недавно в Башкирии возобновили строительство железнодорожной ветки Сибай - Подольск - Новорудная. Создание этой магистрали планировалось еще в советское время, но грянула катастрофа на Чернобыльской АЭС и проект законсервировали, а вскоре распался СССР. Между тем эта магистраль имеет стратегическое значение. Как рассказывал «Башинформ», дорога обеспечит прямую связь восточных районов Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа в обход загруженного Челябинского железнодорожного узла. Расстояние до границ с Казахстаном сократится на 250 км. Башкирия представила этот проект на XVI Международном форуме «Транспорт России» в ноябре 2022 года. Тогда его положительно оценил первый вице-премьер правительства России Андрей Белоусов. На сегодняшний день все элементы проекта согласованы, теперь предстоит его реализовать. Протяженность железнодорожной линии составит 160 км, планируемый грузооборот – до 14 млн тонн ежегодно. Новая магистраль существенно снизит нагрузку на автодороги.

Среди перспективных транспортных проектов Башкирии – развитие городской электрички в Уфе и Южного обхода столицы Башкирии. Городская электричка уже функционирует, она соединяет разные концы Уфы – Дему и Шакшу, а время в пути составляет чуть более 40 минут (в автобусе или маршрутке с учетом пробок дорога заняла бы несколько часов). Чтобы сделать новый вид транспорта еще эффективнее и привлекательнее для горожан, предстоит реконструкция пассажирских платформ по пути следования и создание современных транспортно-пересадочных узлов. 

Южный обход подразумевает строительство кольцевой железной дороги вокруг Уфы. Она охватит территории Иглинского, Уфимского районов и самого города. Реализация проекта приблизит к Уфе жителей отдаленных территорий и значительно увеличит пассажиропоток. В Башкирии уделяется особое внимание развитию пригородного железнодорожного транспорта. С 2021 года, впервые в современной истории республики с использованием инновационных локомотивов «Орлан» и «Ласточка» действуют три железнодорожных экспресса по востребованным маршрутам. Это «Южный экспресс» по маршруту Уфа - Кумертау - Оренбург, «Восточный экспресс», связывающий Уфу и Айгир, и «Западный экспресс» по маршруту Уфа - Приютово - Абдулино. Только в прошлом году ими перевезено порядка 1,5 млн человек. До запуска экспресса «Уфа - Оренбург» между региональными центрами 11 лет не было железнодорожного сообщения.

Олег Яровиков
Фото:Олег Яровиков

Развивает Башкирия и пассажирское туристическое судоходство. В нынешнем году в столице республики в третий раз причалят многопалубные теплоходы с туристами, в том числе один из самых комфортабельных лайнеров России — четырехпалубный «Мустай Карим». О том, как это было год назад, рассказывал «Башинформ». Перед республикой стоит задача привести в порядок крупные водные транспортные артерии, восстановить грузовой речной порт «Агидель».

Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

Зарубежье становится ближе

Воздушные ворота республики – международный аэропорт «Уфа». Он входит в десятку крупнейших аэропортов страны. В 2023 году аэропорт обслужил 4,8 млн пассажиров, что стало своеобразным рекордом. К 2030 году этот показатель планируется увеличить до 7,2 млн. За этими цифрами – многочисленные деловые перелеты, в том числе в дружественные страны, в рамках развития внешнеэкономических связей республики, а также туристические. Россия и мир открывают для себя Башкирию, существенно расширилась и география перелетов жителей республики.

На сегодняшний день стоит задача – соединить Уфу с остальными городами-миллионниками (их 15). По словам гендиректора аэропорта Александра Андреева, три направления: в Самару, Пермь и Челябинск были отменены из-за отсутствия федерального субсидирования. Они имеют стабильный пассажирский спрос, но пока не вышли на самоокупаемость. В связи с этим перед республиканским минтрансом стоит задача по привлечению указанных регионов к паритетному субсидированию рейсов с минимальным привлечением средств федерального бюджета.

Развитие воздушного сообщения вносит серьезный вклад в динамику внешнеэкономической деятельности республики, что особенно важно в современных условиях, рассказывал ранее «Башинформ». 

«Это позволяет нам развивать экономическое сотрудничество, взаимодействовать в образовательной и научно-производственной, культурной, туристической сферах. Для нас важно и выстраивание новых деловых отношений. Хотим, чтобы для жителей и делового сообщества нашей республики не было никаких преград», - считает Радий Хабиров.

Количество авиарейсов и направлений в страны СНГ и ЕАЭС, являющиеся ключевыми партнерами республики, ежегодно растет. В 2023 году пассажиропоток в страны СНГ и ЕАЭС увеличился более чем на треть. Были открыты рейсы в Минск, Самарканд. Увеличено количество рейсов в города Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Армении.

Для удовлетворения потребностей жителей Башкирии в пляжном отдыхе выполняются высокочастотные рейсы на зарубежные курорты Турции, Арабских Эмиратов, Египта и Таиланда. В высокий сезон в Турцию будет выполняться 7 ежедневных рейсов и 4 ежедневных рейса на другие востребованные курорты.

Благодаря открытию авиационного сообщения между Уфой и Минском ближе стала братская Беларусь. В прошлом году в Беларуси по программе «Башкирское долголетие» побывал 1621 турист из Башкирии, в нынешнем году в рамках данной программы в Беларуси побывают еще 1500 туристов пожилого возраста. Напомним, что эти турпоездки участников субсидирует республика. Кроме того, в 2024 году планируется открыть для туристов новое направление – Казахстан.

В нынешнем году в Башкирии продолжится расширение географии международных полетов, в частности, в страны СНГ и ЕАЭС, будут открыты новые рейсы в Грузию (в Тбилиси рейсы открыты с конца января, в Батуми – планируются с июля 2024 года).

Ранее «Башинформ» рассказывал, как Башкирия реализует инфраструктурные проекты в сфере транспорта.

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас: