Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Культура
17 Марта 2013, 11:15

Рудольф Нуреев - гений танца (К 75-летию со дня рождения выдающегося танцора и балетмейстера)

Сегодня исполнилось бы 75 лет Рудольфу Нурееву, который смог внести в развитие мужского балета больше, чем кто-либо.
По однозначному утверждению знатоков балета, он является самым выдающимся танцором XX века и всех прошедших времен. Пожалуй, именно Нуреев - самый известный на Западе наш земляк. Благодаря ему многие люди за рубежом узнали о существовании Уфы и Башкирии.
Рудольф Хамитович родился 17 марта 1938 года на станции Раздольная в поезде, который шел на Дальний Восток, к месту службы отца – политрука Красной Армии. По воспоминаниям его родных, в момент рождения Рудольфа они подъезжали к Иркутску. В июле 1939 года семья переехала в Москву, а позже во время войны была вынуждена эвакуироваться в Уфу. Нуреевы жили очень бедно, питались в основном вареной картошкой. В школе мальчика обижали, так как у него не было обуви, и он носил старое пальто сестры. Единственной радостью Рудика в ту пору был радиоприемник, который мама Фарида чудом сохранила от довоенного благополучия. Он любил слушать музыку и, стараясь попадать в ритм, прыгал со стула на стул.
Первыми шагами Рудольфа к искусству стали знакомство с народными танцами в детском саду и выступления в составе самодеятельного детского ансамбля. В канун 1945 года семье Нуреевых удалось попасть в оперный театр на спектакль «Журавлиная песня» с участием Зайтуны Насретдиновой, и с этого момента танец стал для Рудольфа единственной целью и прекрасной мечтой.
В школьную программу были включены уроки национального танца. Способности мальчика заметили и, когда ему исполнилось десять лет, он был принят в танцевальную студию Дома учителя. Вела студию Анна Удальцова, бывшая профессиональная танцовщица, которая посоветовала Рудольфу ехать в Ленинград для поступления в хореографическое училище. Но отец не одобрял стремления сына к танцам, считая, что они мешают ему учиться. Кроме того, финансовое положение семьи, в которой кроме Рудольфа были еще три дочери, было не совсем благополучным.
В 1953 году Нуреев поступил в балетную студию при оперном театре и устроился статистом. Он постоянно посещал занятия балетных артистов, и ему предложили в театре контракт. Но Нуриев отказался от него, так как хотел учиться в Ленинграде и окончить хореографическое училище.
Летом 1955 года в Москве проходил фестиваль Башкирского искусства, и Рудольф участвовал в балете «Журавлиная песня» вместо заболевшего танцора, выучив за несколько дней незнакомую для него роль. Выступил он блестяще и получил направление на учебу в Вагановское училище в Ленинграде. Здесь он учился у замечательного педагога Александра Ивановича Пушкина. После девятого класса Рудольфа оставили в училище еще на год, и этот год в жизни Нуриева стал очень удачным – основная труппа Кировского балета уехала на гастроли, и он смог станцевать ведущие партии в девяти спектаклях.
В апреле 1958 года Рудольф Нуреев блистательно выступил в Москве на Всесоюзном конкурсе балетных учеников, и в июне того же года стал солистом Кировского театра. В его репертуар входило практически все, о чем мог мечтать артист балета, – «Раймонда», «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот».
Нуреев с первых же шагов своей артистической карьеры начал проявлять свое видение балета и вносил изменения в костюмы и хореографию исполняемых им партий.
В 1961 году труппа Кировского театра выехала на гастроли в Париж. Рудольф Нуреев также был включен в ее состав. 16 июня во время гастролей он принял неожиданное решение остаться на Западе. Через неделю он уже выступал в качестве солиста Интернационального балета маркиза де Куэваса, танцуя в балете «Голубая птица». В ноябре того же года Нуриев участвовал в бенефисе знаменитой балерины Марго Фонтейн.
Вскоре Нуреева пригласили в «Королевский балет». В области мужского танца он произвел настоящую революцию, впервые в мужском танце использовав технику балерин, что сделало тело танцора более гибким, легким и выразительным. Все это комбинировалась с мощной динамикой и силой. Яркость, эмоциональность и сексуальность – именно это отмечали в первую очередь все балетные критики и зрители.
Попасть на спектакль с участием Нуреева и Фонтейн было невозможно. Во время гастролей «Королевского балета» в Америке люди разбивали палатки возле здания Метрополитен-опера и дежурили сутками, чтобы достать билеты. А тем временем в январе 1962 года в СССР состоялся заочный суд над Рудольфом Нуреевым, на котором его приговорили как предателя Родины к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима.
После 1964 года Рудольф Нуреев танцевал и ставил балеты в Венской опере, «Американ балле тиэтр» Баланчина, миланской «Ла Скала». За право пригласить его в свою труппу боролись лучшие театры мира. В семидесятые годы он заинтересовался современной хореографией, искал новые формы для самовыражения. Рудольф стал танцевать с ансамблем Марты Грэхем, и их постановки имели огромный успех. Событием стала премьера спектакля «Люцифер» на Бродвее – билеты на лучшие места стоили до десяти тысяч долларов, и на премьере собрались все знаменитости Америки, включая супругу президента Форда.
Его работа в кино началась в 1963 году с исполнения партии Корсара в фильме «Вечер с Королевским балетом». Затем последовала партия Ромео в одноименном фильме-балете, а в 1966 году на экраны вышел фильм «Юноша и смерть». В 1972 году был снят фильм «Я – танцовщик», затем – фильм-балет «Дон Кихот», где Нуреев исполнял главные роли, был режиссером и сопродюсером. Вскоре он исполнил роль знаменитого актера немого кино Рудольфа Валентино, в боевике «Разоблаченный» сыграл роль скрипача.
В 1983 году в жизни Рудольф Нуреев принял руководство балетной труппой Парижской оперы. Одновременно он стал постоянным солистом труппы, хореографом и директором. За годы работы на Западе Нуреев успел сделать удивительно много. Он работал с известнейшими балетмейстерами мира, которые ставили спектакли специально для него, - «Маргарита и Арман» Аштона, «Потерянный рай», «Экстазы», «Пелеас и Мелисанда» Пети, «Песни странствующего подмастерья» Бежара.
Обширна и балетмейстерская деятельность Нуреева. Начав с возобновления классических русских балетов, он постепенно пришел к созданию новых самостоятельных редакций балетов и оригинальным постановкам собственного сочинения.
На сценах Лондона, Милана, Вены, Стокгольма, Берлина, Парижа им были поставлены «Тени», «Раймонда», «Буря», «Лебединое озеро», «Танкред», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Баядерка» и «Манфред». Он всерьез занялся дирижированием и удивил своими способностями и трудолюбием. Дебют Рудольфа Нуреева как дирижера состоялся 25 июня 1990 года в венском дворце Ауэршперг.
Но болезнь уже не оставляла шансов на продолжение работы, он чувствовал себя все хуже и хуже. 28 февраля 1992 года состоялось его последнее выступление в роли ангела в балете Габора Кевехази «Кристофоро» в Будапеште.
Рудольф Нуреев являлся кавалером ордена Почетного легиона и Командорского ордена искусства и литературы (Франция). Ему было присвоено звание Почетного гражданина Австрии.
6 января 1993 года великий артист скончался и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Имя Нуреева присвоено классу в Санкт-Петербургской академии балета, Башкирскому хореографическому училищу. С 1993 года в Уфе ежегодно проводится Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. В 2008 году в Башкирском театре оперы и балета создан музей Рудольфа Нуреева, на здании театра в его честь установлена мемориальная доска.
Читайте нас: