Герои нашего ремесла
12 интересных историй о мастерах из Башкирии, которые нашли себя в пошиве самобытной одежды и аксессуаров
1
Сохранили традиционную русскую одежду
Жители старинного села Воскресенское Мелеузовского района, где находится один из старейших на Урале заводов 18 века, бережно хранят традиции и обычаи своих предков, переехавших в эти места из центральной части Российской империи. Здесь до сих пор можно встретить жителей в русских народных костюмах горнозаводских крестьянок середины XVIII века. Они не только бережно хранятся во многих домах, но и шьются новые по лекалам настоящих платьев. На всех праздниках в Воскресенском каждый желающий может примерить эти образы. Туристов становится все больше и больше, с каждым сезоном их география расширяется.

«Эти наряды сшиты в ателье Мелеуза по специальным лекалам, которые мастера создали на основе оригинальных, сохранённых нашими бабушками. Рукава проймы очень широкие, сделаны специально, чтобы удобно было работать и размахивать свободно руками. Наряды сами по себе универсальные, легко снимаются лямки и платье можно превратить в сарафан или в юбку», – говорит заведующая сельским домом культуры и геогид парка «Торатау» Наталья Смирнова газете «Путь Октября».
2
Делает традиционные нагрудники
В коллекции Минзили Тимировой, мастерицы из Давлекановского района нагрудники, брошки-башкирочки, сумочки, домашние туфли и разные сувениры в этно-стиле.

Пять лет назад она увидела фотографию изящного нагрудника и загорелась сделать такой же, а может, даже лучше! За несколько лет она смастерила более полусотни различных нагрудников, среди них как стилизованные, так и традиционные.

Это долгий и сложный процесс. Как правило, такое украшение, выполненное по всем канонам, весит до трёх килограммов, в нём тысячи бисеринок, кораллов, ракушек.

«В свое время нагрудники и кашмау (головной убор) служили оберегами и являлись показателями родовой принадлежности. Также нагрудник символизировал достаток семьи. Раньше носили нагрудники, украшенные серебряными монетами, ракушками. Считалось, что они являются оберегом от сглаза, защищают от злых духов. Достать их было непросто, и стоили они дорого. Сейчас все это можно купить в магазинах или заказать в интернете. Каждую деталь можно было продать или обменять при необходимости», - рассказывает она.
3
Восстанавливает одежду по образцам из музея
Гульгина Мамбетова, известная в Ишимбае как Аиша, успевает все. Рано потеряв супруга, в одиночку воспитала троих детей, возглавляет районную группу национальных украшений, ведет уроки Корана, открыла свою онлайн-школу, участвует и побеждает в международных конкурсах рукоделия.

«Мы стараемся работать по образцам, которые хранятся в наших музеях. Готовим все - от головных уборов до обуви. В основном мы изучаем национальные костюмы южных районов республики.

В Ишимбае изготовили замечательные фартуки, вышитые как в древние времена. Обязательно восстановим нагрудные украшения, уникальную одежду, характерную для Ишимбайского района. Мы хотим, чтобы эти примеры знали не только в республике, но и на уровне всей страны.Как замечательно, если по-своему одеваться!» - говорит она «Торатау».
4
Традиционные тюбетейки на современный лад
Айгуль Сайфуллина из Кармаскалинского района представила на всероссийский конкурс «Туристический сувенир» современное видение традиционной мужской тюбетейки - из джинсовой ткани с вышивкой.

Она подходит всем и хорошо сочетается с любой одеждой.
«Идея пришла мне в 2017 году, когда мы собирались на мусульманскую свадьбу и никак не могли определиться с головным убором для моего супруга. Тогда я решила сшить тюбетейку из денима. Муж стал ее носить постоянно, а знакомые начали ею интересоваться», – делится рукодельница с «Кармаскалинской новью».

По информации министерства культуры, в Башкортостане более 1000 ремесленников, свыше 200 из них зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Для популяризации народных художественных промыслов мастерам и любителям организовывают выставки, мастер-классы и обучающие семинары, в том числе по восстановлению утрачиваемых видов промыслов, проводятся конкурсы. По инициативе Радия Хабирова дважды в год в республике отмечается День национального костюма, когда на работу можно прийти в традиционной одежде.
5
Наряд невесты хранится всю жизнь
Лидия Калимуллина 22 года назад приехала невестой из Мишкинского района в село Тузлыбино и до сих пор бережно хранит в сундуке с приданым свои полотенца, национальные костюмы и украшения. Таков древний обряд у марийцев - пожизненно хранить украшения невесты.

«Я шью еще со студенчества, когда училась в техникуме, принимала заказы на полотенца. До сих пор не расстаюсь с любимым занятием. Заказы поступают из разных районов, все принимаю, по ночам сижу и вышиваю полотенца», — говорит она газете «Балтач таннары».

Для жениха необходимо полотенце длиной три метра, и обязательно, чтобы на нем была вышита пара голубей - символ любви и верности. Еще два полотенца покороче дарят свидетелю со стороны юноши и парню, который звонит в свадебный колокол. На вышивку одного трехметрового полотенца уходит неделя, на более короткие - два дня.
6
Возрождает старинное ткачество
Жительница деревни Николаевка Уфимского района Райла Алламуратова возрождает старинные традиции ткачества. Еще в детстве, возле бабушкиного ткацкого станка она играла с сестрой и братом в забавные фигурки из кусочков черной шерсти.

Несколько лет назад Райле Фаритовне пришлось уйти с любимой работы в детском саду. Муж и дети настояли на том, чтобы она, наконец, занялась любимым делом - изучением старинных ремёсел. Так она начала крючком вязать паласы с башкирским орнаментом, шали, безрукавки.

Ее муж Гайзулла Хибатуллович, которого в совхозе за светлую голову и умелые руки прозвали Кулибиным, смастерил для жены первый ткацкий станок, потом уже у специализированного мастера купили еще несколько. На одном можно ткать небольшие платки и паласы, на другом – более крупные изделия. Есть и мобильный станок, который можно взять с собой в поездку. Есть в коллекции мастерицы и старинный, оставшийся от бабушки ткацкий станок, в изготовлении которого использовались ещё кость и конский волос.

«Работа на станках даёт особое душевное успокоение и отдых. Бывает, натрудишься в саду, забежишь домой отдышаться, садишься за станок и начинаешь ткать. Буквально за несколько минут чувствуешь себя отдохнувшей и полной сил», - говорит она «Уфимским нивам».
7
Научилась делать древние герданы
Минигуль Кильмакова из Баймака много лет возрождает женские национальные украшения, а недавно увлеклась новым творческим направлением — созданием пёстрых ожерелий из бисера в этническом стиле. Это редкое направление называется «герданы».
«Влюбилась в них, как только увидела мастер-класс от белорусских мастериц. Именно поэтому мои первые работы были в славянских мотивах. Все последующие изделия изготовила с башкирскими орнаментами. За бисероплетением, как и за любой другой творческой работой, я отдыхаю от ежедневных бытовых забот и не замечаю, как проходит время. По восемь часов в день работаю! Сейчас, правда, в огороде еще дел прибавится», - говорит мастерица «Баймакскому вестнику».

Герданы изготавливали многие народности, а носили не только женщины, но и мужчины. Считалось, что правильный гердан должен быть длиной до пупка, тогда он защищал человека. Сейчас это женское украшение и выбирают его, ориентируясь на красоту, а не на обережные свойства.
Первые заказы уже успели «улететь» в Уфу и за границу, а новые заказы побуждают рукодельницу на дальнейшее творчество.

8
Лучший сувенир - национальная кукла
Рукодельница из Туймазов Ольга Сафонова уже почти 30 лет делает панно и сувениры из кожи по башкирским мотивам. Родом она с города Богородска Новгородской области, который славился своими кожеделами, оттуда, наверное, и приобретенный на генетическом уровне интерес.

Она делает панно, комплекты традиционных костюмов, пояса, а с недавних пор - кукол!

«В 2015 году на одной из выставок у меня поинтересовались, где можно купить сувенир, который будет напоминать о Башкирии. Я предложила приобрести мед и баурсак – отказались. Мол, нам нужно то, что будет долго храниться и радовать глаз, а не только желудок. И тогда мне пришла идея сделать сувениры в виде кукол», - рассказывает она «Туймазинскому вестнику».

За пару вечеров Ольга Александровна разработала макет будущей куклы, а дальше, как говорится, дело техники. Девушкам-куклам – коса из кожи, парням – меховая башкирская шапка и курай. Так появились сначала башкир и башкирочка, потом татарин в камзоле с татарочкой в калфаке, а затем и куклы других национальностей.
9
Выяснила, что какой узор означает
Елена Иванова из села Старая Отрада Куюргазинского района шьёт народные костюмы, вышивает рушники, мастерит обереги, изучая не только «эстетическую», но и историческую сторону, откуда тот или иной орнамент или узор, что он означает.

Ведь изначально вышивка на одежде была не просто украшением, а своего рода оберегом, поэтому под них отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей. Например, голову закрывали вышивкой по вороту, далее орнамент спускался слева на грудь, как бы защищая сердце.

«Вышивка для меня – это моя отдушина, когда творю, я отдыхаю душой.

Также привлекаю к этому делу школьников, стараюсь их научить делать маленькие куколки-обереги. Недавно с ними делали обереги для наших солдат, находящихся в зоне СВО, в каждую фигурку вкладывали ладан», - рассказывает она газете «Куюргаза».
10
Белорусские мотивы в Стерлитамаке
Председатель национально-культурной автономии белорусов Стерлитамака «Спадчына» («Наследие») Виктория Шкарупа увлекается старинной белорусской вышивкой в техниках «крест» и «золотно-лицевое шитьё». Национальные женские головные уборы, фартуки, мужские вышиванки, рушники, вышитые золотом иконы и картины – всё она умеет делать.

«Любовь к вышивке началась с детских лет, когда я приезжала в Белоруссию к бабушке с дедушкой. Красотой белорусского свадебного рушника можно любоваться бесконечно. Посмотрите, здесь веточки калины (женское начало) сплетаются с веточками дуба (мужское начало). Делать все по-старинному не просто и долго. Над фартуком, например, я трудилась полтора года, так как старалась выполнить изделие без применения швейной машинки. Как делали в старину - элементы вышивки вручную соединяла с кружевом, связанным крючком», - рассказывает Виктория Шкарупа «Стерлитамакскому рабочему».

В ее костюмах на праздничных мероприятиях выступают взрослые и дети. Часть работ идёт на благотворительность. Например, мини-иконы «Спасителя» и «Ангела Хранителя» были переданы бойцам в зону специальной военной операции.
11
Ателье национальной одежды
В Октябрьском башкирский, татарский, марийский, мордовский и чувашский национальные наряды можно пошить в целом специализированном ателье «Орион».

Тут затаривается и наша республика, и жители Татарстана, Чувашии, Мордовской республики, Ярославля, Ульяновска, Кургана, Тобольска, Санкт-Петербурга, Самары, Пензы, Перми и даже из Казахстана, Австралии и Италии! 60-70 костюмов, преимущественно татарских и башкирских, ежемесячно производит небольшой коллектив из восьми портных, двух закройщиц и одной вышивальщицы.

«Где бы ни была, в первую очередь заезжаю в городской или сельский музей, чтобы сфотографировать орнаменты местных национальных костюмов. Разрабатывая узоры, сохраняем этническую аутентичность», - говорит руководитель ателье Сирина Муслухова «Октябрьскому нефтянику». Она сама участвует в изготовлении национальной одежды. Дизайн её, а также деловой одежды с элементами этники — это её работа.
12
Чувашские костюмы на весь мир
Галина Степановна Данилова из села Базлык Бижбулякского района начала шить костюмы для творческих коллективов еще в восьмидесятые годы прошлого века, когда работала пионервожатой в школе. Где и кем бы она ни трудилась: учителем начальных классов в чувашской гимназии, журналистом в газете, переезжала с семьей в Белебей, Набережные Челны и Нефтеюганск, всегда еще немножечко шила.

«Когда я работала в газете, мы с коллегами ездили по республике. Побывали во всех районах, где проживает чувашское население. Тогда ко мне из разных районов начали обращаться с просьбой сшить им национальные костюмы. Таким образом, я стала популярна в этой сфере по всей республике.

Побывали во всех районах, где проживает чувашское население. Тогда ко мне из разных районов начали обращаться с просьбой сшить им национальные костюмы. Таким образом, я стала популярна в этой сфере по всей республике. Иногда и ночи напролет сидела, создавала костюмы, потому что надо было успевать, так как многие приезжали за ними издалека. Был заказ на башкирский костюм для одной уфимской певицы, а недавно сшила национальные костюмы для бабушки и внучки из Подмосковья», - рассказывает она газете «Светлый путь».
Читайте также

Глава Башкирии впервые присвоил почетные звания мастерам народных промыслов
Читать тут
Текст собрал Станислав Шахов.
Фото – издания ИД «Республика Башкортостан».
Верстка – Валерия Любина.
31.05.2024.