Трасса М5
- дорога жизни Урала
Федеральная трасса М-5 «Урал» соединяет Запад и Восток России, ее протяженность от Москвы до Екатеринбурга почти 2000 километров. При этом автодорога «Урал» одна из самых сложных и опасных трасс нашей страны – построенная еще в 60-ые, двух полосная дорога не успевала за автомобильным бумом и развитием промышленности страны.

Увеличить ее пропускную способность и сделать безопаснее – задача, которую перед собой поставили несколько лет назад федеральные власти в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Модернизация включает в себя участок трассы, проходящий и через Башкирию. В списке работ – расширение полотна в несколько полос, строительство новых развязок и эстакад, а также запуск Восточного выезда из Уфы.

Все намеченные работы уже идут, их планируют завершить к концу 2024 года. Самые ожидаемые из них – Восточный выезд и реконструкция участка автодороги на границе с республикой Аша-Сим-Кропачево в сложной горной местности.
Немного истории
Строительство автодороги началось еще в 1930х годах с развитием автомобилестроения. Первый участок от Москвы до Рязани был построен именно тогда по маршруту существовавшей ранее старой московско-рязанской дороги.

Продолжением стала прокладка полотна до города Куйбышев (сейчас Самара) в 1942 году. В годы Великой Отечественной необходимость в новой дороге была вынужденной. Куйбышев рассматривали как вторую столицу на случай, если Москву захватят. Но, к счастью, этого не произошло, и стройку этого участка завершили уже после войны. Движение же по маршруту Москва-Челябинск было открыто лишь в 1965 году.

История М5 в Башкирии началась 20 ноября 1958 года. В тот день была утверждена Дирекция строительства федеральной автомобильной дороги «Куйбышев — Уфа — Челябинск» и получено задание на ее запуск.

Мотивация была напрямую связана с развитием нефтегазодобывающей отрасли в Поволжье, Татарстане и Башкортостане. Для обслуживания нефтепромысловых предприятий прокладывались первые участки дороги, ставшие затем основой современной трассы.

Полотно и сооружения М5 рассчитывались под нагрузку 6 тонн на расчётную ось с пропускной способностью 3-5 тысяч автомобилей в сутки. Долгое время дорога удовлетворяла потребностям и запросам экономики страны.

После распада СССР и обвала курса национальной валюты многие предприятия утратили прежние экономические связи между собой. Полным ходом шла приватизация, полки магазинов опустели, и трасса неожиданно приобрела новый, несвойственный для себя статус, став стихийной торговой площадкой.

Сотрудники местных предприятий, получавшие зарплату продукцией, смогли ее здесь продавать водителям проезжавших мимо фур.

Вдоль дорог стали расти знаменитые самодельные точки продаж, а одной из самых оплачиваемых и привлекательных профессий в те годы стала – «дальнобойщик».

И хотя число перевозок по М5 стало только расти с переходом экономики на рыночные рельсы, о полноценном ремонте и модернизации трассы пришлось забыть на долгие годы. Молодое российское государство в те годы не могло себе позволить траты на инфраструктуру. Вернулись к этому вопросу только спустя десятилетия.
«Нехорошая» дорога
Трасса М5 принесла не только экономическую выгоду регионам, вдоль которых она проходила, но и многочисленные ДТП. Всего две полосы движения, по одной в каждую сторону, высокая загрузка грузовым транспортом, износившееся покрытие полотна и традиционное нежелание водителей соблюдать скоростной режим и пойти на обгон - долгие годы уносили сотни жизней водителей и пассажиров. В статистике ГИБДД трасса М5 остается печальным лидером.

В Челябинской области на границе с Башкирией есть свой «особый» район, расположенный в горах. Этот участок дороги между городами Аша и Сим отличается сильным перепадом высот и частыми плохими погодными условиями. Летом здесь бывают сильные дожди и град, а зимой снегопады и гололедица. Это часто приводит к ДТП и транспортному коллапсу, когда движение парализует на несколько часов.

За особую опасность и непредсказуемость погоды этот участок трассы М5 водители стали называть «дорогой смерти».

К сожалению, ни усиленное внимание сотрудников ДПС, ни реагенты, распыляемые вдоль трассы, не меняли коренным образом статистику аварий. О необходимости расширения и реконструкции трассы стали активно говорить последние 15 лет.
«От г. Аша и до поворота на Кропачево – самый сложный участок автодороги «Урал» в Челябинской области. Во-первых, это горная местность с большим числом затяжных спусков и подъемов. Во-вторых, много грузового транспорта, обслуживающего промышленные и добывающие предприятия района. В-третьих, погодные условия. Все это создает сложную обстановку и частые многочасовые пробки»,
- комментирует причины загруженности трассы М5 на границе Челябинской области и Башкортостана заместитель руководителя проекта реконструкции дороги Аша-Сим-Кропачево в компании «Дортрансстрой» Руслан Ильгамов.
Изменить ситуацию поможет глобальная реконструкция, которая сейчас идет полным ходом.
Новые дороги
Более 730 рабочих и 212 единиц дорожной техники и транспорта трудятся в Челябинской области, реконструируя трассу М5 в районе от Аши до Кропачево. Список работ включает в себя ремонт и расширение текущего дорожного полотна, строительство 4х новых мостов, 2х двухуровневых развязок и 5ти эстакад. Работы ведет ООО «Дортрансстрой» в рамках заключенных государственных контрактов.
«Работа на данных участках требует максимальной самоотдачи и профессионализма. В нашей команде разные люди, каждый со своей биографией, опытом, интересами, знаниями, но все они — мастера и фанаты дорожного дела. Есть твердое неизменное правило - дороги должны быть безопасными и удобными, и каждый из нас это понимает»,
- говорит руководитель проекта реконструкции дороги Аша-Сим-Кропачево в компании «Дортрансстрой» Антон Панченко.
Строительство идет, в том числе, с применением взрывных работ. Дорожникам приходится не просто прокладывать, а буквально пробивать новое направление через горы. Чтобы избавиться от спусков и подъемов на пути – срезают горы, а в низинах устанавливают эстакады, высота некоторых из них достигает 40 метров.

Помимо строительства самого дорожного полотна, ведутся работы, которые остаются «за кадром».
«Проектом предусмотрено переустройство коммуникаций вдоль реконструируемого участка трассы. К примеру, в задачи входит перекладка двух километров магистрального газопровода высокого давления, перенос кабелей электричества – 3.5 км, и связи – 30 километров. Мероприятия по защите магистральных нефтепроводов и прокладка 11 км объездных дорог на период ремонта основной трассы»,
- комментируют работы в «Дортрансстрой».
Ровное будущее
Кроме Симского направления и Восточного выезда в Башкирии проходят работы по реконструкции трассы М5 по всей ее протяженности - от границ с Татарстаном до Челябинской области. Так, в октябре прошлого года был сдан участок трассы возле поселка Кандры, работы над которым велись с 2019 года. Дорога стала шире на 4 полосы, появилась многоуровневая развязка.

На финальный этап вышли работы по реконструкции части трассы близ Шакшинской развязки под Уфой.
В начале прошлого года Глава Республики Радий Хабиров делился планами по расширению участков трассы М5. По его словам, состояние ключевой трассы и сильно волнует жителей республики.
«Нам уже удалось кое-что сделать. Так, левая сторона — участок от деревни Языково до города Октябрьского. Синий участок — от села Мирный Благоварского района до села Старые Багады Буздякского района и от Серафимовки до границы с Татарстаном — это работы до 2024 года. Здесь будет четыре полосы, местами до шести полос.

Два участка обозначены красной полосой — от села Старые Багады до Кандров и от озера Кандрыкуль до Серафимовки. Здесь мы тоже видим решение. Начало работ — в 2023 и до 2026 года.

Участок синим — от деревни Шмидтово до Шакшинской развязки — находится в стадии работы. Завершение — 2024 год.

Таким образом, к 2026 году левая половина трассы от Шакшинской развязки до границы с Татарстаном у нас будет в четыре полосы. Это приведет и к снижению аварий, так как там, где две полосы, очень сложно регулировать дорожную ситуацию».

Планы главы региона поэтапно исполняются. При взятом активном темпе дорожных работ главная трасса республики станет шире, современнее и главное, безопаснее, уже в обозримом будущем.
Фото: Валерий Звонарев
Материалы: freepik.com
Верстка: Рената Вахитова

15.07.2023