Работа по-новому
Как трудовые отношения мигрируют на маркетплейсы
Уже второй год по всей стране доступен новый налоговый режим — НПД (налог на профессиональный доход) или самозанятость. В отличие от ИП, самозанятые не ведут бухгалтерию и отчетность, не нуждаются в кассовом оборудовании, не платят взносы в ПФР и соцстрах, могут регистрировать чеки в пару кликов, а налоговая ставка для них — самая привлекательная по рынку — 4-6% от дохода.

При этом самозанятые, как и малые предприниматели могут претендовать на льготные кредиты, субсидии и поддержку. Есть, конечно, и минусы: ограничение на некоторые виды деятельности, вроде реализации подакцизных товаров, невозможность официально содержать штат и потолок по прибыли — 2,4 млн рублей в год. Если заработок окажется больше, вас попросят сменить налоговый режим.

Но, несмотря на эти ограничения, каждый день этот налоговый статус регистрируют больше 5 тысяч человек, а общее их число уже превысило 3,3 миллиона. Для сравнения: индивидуальных предпринимателей у нас сейчас немногим больше трех миллионов.
Почему самозанятость становится все популярнее?
Кроме низкого порога входа — отсутствия серьезных административных сложностей и посильной фискальной нагрузки, которые и привлекают желающих работать на себя, рост популярности нового налогового режима продиктован запросом большого бизнеса.

Так, огромные платформы-агрегаторы с частными услугами, сервисы мобильности, курьерские службы в последнее время предпочитают сотрудничать с самозанятыми, когда речь идёт о краткосрочных контрактах или разовых работах.

Таким образом существенно снижается нагрузка на операционные расходы: ни тебе обязательных взносов, ни тебе высокого НДФЛ, как в случае с оформлением физиков в штат или по договору ГПХ. НПД обычно платит сам исполнитель, так что бизнесу здесь удается сэкономить около 40% от потенциального ФОТа.
Что такое платформенная занятость?
Уберизация экономики и рост потребительского спроса на услуги маркетплейсов и агрегаторов приводят к тому, что платформам постоянно нужны надежные исполнители. Так, разовые заказы и краткосрочные задачи превращаются в полноценные рабочие недели и месяцы. Для заказчика — как физического, так и юридического лица — платформы всё больше становятся способом получить практически любую услугу, быстро, качественно и в нужном объёме.

Такой подход отвечает потребностям экономики, глобальным трендам и современному ритму жизни. Платформа становится агентом, ассистентом, медиатором отношений и важным игроком национальной и мировой экономики.
Как устроены платформы?
На рынке уже существует несколько рабочих решений, автоматизирующих все этапы сотрудничества: от поиска исполнителей до заключения договора и массовых выплат. Рокет Ворк — одна из первых компаний, предложивших технологическую платформу полного цикла для работы с внештатными исполнителями в формате удобного веб-интерфейса и мобильного приложения, а также API решения. Что позволяет закрыть работу с внештатными исполнителями на 360°: от поиска кандидатов, формирования договоров и подписания с помощью усиленной цифровой подписи до массовых выплат на любые карты, уплаты налогов и формирования отчётности.
Почему платформы отдают предпочтение самозанятым?
В России уже более 3,3 млн самозанятых, однако число фактически работающих на себя гораздо выше: многие источники говорят и о цифрах в 12-15 млн. С введением закона о самозанятости многие индивидуальные предприниматели перешли на НПД — ведь это выгоднее. Один налог, нет обязательных взносов, не нужно вести отчетность и «скидываться» в ПФР, если выручки не было, не нужно.

Получается, что гибкий режим самозанятости и платформы как будто созданы друг для друга. Действительно, далеко не каждый исполнитель в состоянии создать себе стабильный поток заказов, платформа же может обеспечить высокий уровень занятости, сравнимый с постоянной работой. При этом на многих платформах можно не только выбирать из предложенных задач, но и инициировать собственные, размещать услуги и товары и искать для них заказчиков и потребителей, гарантируя себе постоянный приток оплачиваемых заданий.
Является ли платформа работодателем?
В странах прецедентного права уже бывали случаи признания платформы работодателем. Так, например, было в Европе с Uber и их таксистами. В России есть прецеденты переквалификации отношений с внештатными исполнителями в трудовые. В таких случаях заказчик признаётся работодателем и платит штраф, сравнимый с общей суммой выплат в пользу исполнителя.

Но агрегаторы пока с легальной точки зрения чисты, так как по сути являются лишь информационной прослойкой между реальным потребителем услуги и исполнителем. При этом некоторые функции работодателя, например, гарантию социальной защиты, в скором времени платформы все-таки могут взять на себя.

Сейчас многие активные игроки на рынке, например, Яндекс и Рокет Ворк разрабатывают и тестируют систему медицинской страховки для самозанятых, а также думают в сторону субсидирования пенсионных отчислений исполнителей, сотрудничающих с платформами. Это позволит повысить уровень социальной защищенности самозанятых, которых только по оценкам Минфина к 2030-му году будет не менее 10 млн человек. А также создаст наиболее выгодные условия для самозанятых на платформе, что позволит выгодно отстроиться от конкурентов, а также повышает лояльность самозанятых исполнителей. При этом расходы на пенсии самозанятым не увеличивают нагрузку на бюджетную систему, а значит позволяют не менять льготные условия налогообложения для плательщиков НПД.
А что дальше?
И если сейчас на примере подобных платформ-агрегаторов, крупного бизнеса и самозанятых система докажет свою эффективность, кажется, что в будущем по такому же сценарию могут работать и традиционные трудовые отношения.

Поиск работы, договоры, справки, таск-менеджмент и информация о доходах - всё может в один прекрасный день объединиться при помощи софта, что полностью поменяет рынок труда. Компании начнут меньше ресурсов тратить на связанную с кадрами операционку. Соискатели получат удобный инструмент, гарантирующий прозрачность трудовых отношений и защиту собственных прав. А государство, наконец, сможет видеть, как обстоят дела на рынке труда на самом деле, что приведёт к существенному «обелению» зарплатного сектора и увеличит собираемость налогов.
Текст
  • Анастасия Ускова, Генеральный директор платформы «Рокет Ворк»
фото и материалы
  • «Рокет Ворк», pexels.com, freepik.com
Верстка
  • Рената Вахитова
Дата
24.11.2021