Новости Башкортостана и Уфы
58
-0.1
55.93
-0.55
86.77
+2.71
4+ °C
Ясно
Коронавирус
Все новости
Общество
14 Июля , 08:05

В музейном комплексе «Шульган-Таш» увековечили имя археолога Екатерины Дэвлет

музейный комплекс «Шульган-Таш»
Фото:музейный комплекс «Шульган-Таш»

В Башкирии увековечили имя археолога Екатерины Дэвлет, ставшей одним из инициаторов зарождения музейного комплекса «Шульган-Таш». В ее честь назван один из учебных классов музейного комплекса, где появился своеобразный белоснежный арт-объект — макет пещеры для рисования. Комната наскальной живописи торжественно была открыта в рамках открытия Года фундаментальных наук в присутствии российских ученых и семьи ученого.

Выступая на открытии класса, директор Института археологии РАН Николай Макаров выразил огромную благодарность башкирским коллегам за то, что не забывают выдающегося специалиста наскального искусства, стоявшей у истоков работ по сохранению рисунков Шульган-Таша.

«В Москве  очень трудно сохранить память наших коллег, поскольку археологи работают в разных местах и привязаны к разным географическим точкам, где проходят полевые проекты. Я рад, что такое возможно в просторах России. Здесь, в музейном комплексе, очень органично показана связь человека с тем делом, которому он посвятил свою жизнь. Спасибо огромное за организацию такой комнаты», — отметил Николай Макаров.

Супруг Екатерины Дэвлет, специалист Курчатовского института Эдуард Грешников очень эмоционально воспринял встречу с информационным стендом, где рассказывается о его супруге. Несмотря на смертельный недуг, она много сил отдала для организации работ по сохранению палеолитической живописи Шульган-Таша.

«Безмерно жаль, что не дожила Екатерина (Екатерина Георгиевна Дэвлет), не увидела музей, - выразил он свою скорбь. — Она очень горела этой идеей, идеей создания музея. Она понимала: то, что до этого было показано на временной экспозиции в деревянном доме в Мурат-Тугай и в привходовой части пещеры, не соответствует шедеврам пещеры».

Эксперт по наскальному искусству Екатерина Дэвлет активно участвовала в проекте продвижения пещеры Шульган-Таш в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Будучи руководителем Центра палеоискусства Института археологии РАН, она курировала работу башкирских коллег. Именно она стала инициатором документирования пещеры и окрестностей методом лазерного сканирования, реализовала проект мультиспектральной съёмки стен пещеры, что позволило выявить множество ранее неизвестных древних изображений. Налаживала связи музея-заповедника с международными исследовательскими центрами и ведущими экспертами в области изучения наскального искусства. Оказывала поддержку проекту завершения реставрационных работ, начатых в 1976 году О. Н. Бадером, и очистки пещеры от современных граффити. Была автором первых публикаций об открытии наскального изображения верблюда в зале Хаоса.

Присутствовавший на открытии музея сын Екатерины Дэвлет Станислав Грешников отметил, что создание комнаты с именем ее мамы для него стало приятным сюрпризом.

«Похожий учебный класс есть в Англии. В Оксфорде в 2015 году я видел похожую структуру, имитирующую стены пещеры и набор красок, которыми пользовались древние люди. Помещение было предназначено для детей. Им здесь предоставлялась возможность попробовать себя в роли доисторического художника, то есть нарисовать палеолитический рисунок. До этого я думал, что кабинет в Англии — это единичный случай», — признался он.

Грешников-старший отметил, что в Оксфорде такой кабинет — один из самых посещаемых, дети играючи, через рисование вовлекаются к изучению наскальной живописи, и это здорово.

Комната с интересным арт-объектом расположена на втором этаже. Но ее содержимое через витражное окно прекрасно видно из конференц-зала с первого этажа. Это задумка архитектора, проектировавшего здание. Гости музея через стекло могут лицезреть рисунки детей, оставленные на макете пещеры.

Создатели комнаты-«рисовашки» при изготовлении игрушечного макета пещеры вдохновились главными экспонатами музея — копиями панно с наскальной живописью, которые обрамлены полигональной фигурой. Так, в центре комнаты «вырос» айсберг — белоснежный объем. В экспозиционном зале эти фигуры в сером исполнении. Для класса же выбран белый цвет, поскольку белоснежный макет игральной пещеры виден издалека, к тому же на белом рисунки из охры будут контрастно выделяться.

Главный художник экспозиции музея Тимур Сабитов отметил, что задача комнаты — показать процесс создания наскальной живописи, привлечение детей к искусству.

«Рисунки в пещерах интересны сами по себе. Но также они интересны с точки зрения технологий. В каменном веке, когда не было даже железного орудия, все было примитивно, изготовление краски представляло целый технологический процесс. В одном из экспозиций в музее показывается, как человек вначале ищет руду, потом он ее прокаливает на костре, затем измельчает и получает краску. Когда люди рассматривают наскальные рисунки, они восхищаются их красотой, но из чего состоит эта краска, как ее добывали, об этом не думают. Мы решили все это вывести в отдельный кабинет, чтобы юные гости музея могли прикоснуться к истории происхождения охры», — поясняет главный художник музейной экспозиции.

В кабинете будут представлены железосодержащие породы, а также готовая охра — гематит, которую дети смогут растолочь, смешать с жиром, а затем полученной краской наносить рисунки на макет пещеры.

Над созданием комнаты наскальной живописи работала команда дизайнера Тимура Сабитова. Нашел технологическое решение и создал на компьютере макет Чингиз Мазитов. Абстрактную фигуру уже на месте по чертежам собирали мастера Радик Халиков, Григорий Панфилов, Ринат Шафиков.

Комната наскальной живописи будет доступна для учеников школ, которые захотят провести здесь уроки наскальной живописи.

Читайте нас в