Все новости
Экономика
3 Мая 2010, 14:23

Исполнилось 95 лет со дня рождения «шаймуратовца», заслуженного тренера России Азгара Ахмадеева

Первого мая в течение многих лет отмечали свой день рождения два выдающихся наших земляка – легендарный мотогонщик Фарит Шайнуров и тот, без кого, вполне возможно, не открылся бы его талант и не было бы мировой славы башкирского мотоспорта - заслуженный тренер РСФСР, судья всесоюзной категории по мотоспорту Азгар Ахмадеев. В год 65-летия Великой Победы исполнилось 95 лет со дня рождения Азгара Мухаметшиновича, который и в ее достижение также внес свой вклад. Ибо сражался он в 16-й гвардейской Черниговской (112-й Башкирской) кавалерийской дивизии. С начала войны, будучи по окончании московской школы «автотрансэнергокадров» преподавателем автодела, он готовил водителей для фронта и всячески стремился попасть на фронт, хотя имел броню. В конце концов, он своего добился и в августе 1943-го попал в "шаймуратовскую" дивизию. Побыв несколько месяцев личным шофером нового комдива генерала Белова, в конце года он был назначен на должность заместителя командира 148-го артиллерийского полка по техчасти, в которой должности и закончил войну. Был награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды.
В мотоспорт Азгар Ахмадеев пришел случайно. В год, когда в Башкирии состоялись первые мотогонки (1937-й), он стал победителем республиканского соревнования шоферов за наибольший пробег без ремонта, за что был направлен на учебу в Москву.
В 1946-м судьба привела опытного автомобилиста-фронтовика в Башавтомотоклуб, где он стал начальником учебно-спортивной части. Там, после парохода «Шагит Худайбердин», автобуса одного из городских маршрутов и генеральской «эмки», он впервые сел на мотоцикл, не подозревая, что именно мотоцикл сделает его человеком, широко известным в спортивном мире, главным тренером команды «Башкирия», пять раз под его руководством становившейся чемпионом СССР по спидвею, тренером сборной СССР.
Став мотоспортсменом, в 1948 году «шаймуратовец» Ахмадеев едва не выиграл чемпионат Башкирии по мотокроссу. Первый из двух 35-километровых кругов он пронесся впереди всех участников класса 350 кубических сантиметров, а на втором крепко засел в броде. Это и позволило обойти дебютанта блиставшему в те годы юному слесарю Уфимского моторостроительного завода Юрию Емельяненко и чемпиону СССР 1937 года ленинградцу Антону Мустейкису; Ахмадеев финишировал третьим.
Но развивать собственные спортивные успехи ему не пришлось, поскольку по долгу службы он должен был развивать мотоспорт, нести его в массы. Подготовка ипподромной дорожки на поляне у Каменной переправы через реку Уфу, успешное проведение на этом первом уфимском мотодроме первенства Урало-Поволжской зоны 1952 года по мотоспорту были первыми организаторскими достижениями Азгара Ахмадеева. В клубе появились гонщики, имена которых впоследствии громко зазвучали на весь спидвейный мир — Борис Самородов, Юрий Дудорин, Николай Чернов... Через три года на льду Солдатского озера в парке имени Якутова состоялись первые в Башкирии гонки на льду с участием представителей многих городов России, в организации которых также принимал участие Ахмадеев.
В 1956-м он неожиданно оставил спортивное поприще, на котором добился немалых успехов, и пошел работать с детьми — в третью уфимскую школу преподавателем автодела. И там ни себе, ни другим скучать не дал: отремонтировав с ребятами списанный грузовик ГАЗ-АА, он собрал экипаж из 15 школьников и совершил с ними автопробег Уфа — Набережные Челны — Казань — Ульяновск — Куйбышев — Уфа. Водитель сменялся каждый час, все юные участники пробега десятки раз побывали за рулем и получили неописуемое удовольствие. Проделав аналогичную операцию со списанным ГАЗ-51, «Азгар и его команда» съездили в Москву — в гости к ребятам из московского Клуба юных техников. А в 1958 году установили на своем газике рекорд, впечатляющий и по нынешним меркам: за месяц прошли 5000 километров — через Москву, Украину, Белоруссию и по берегам Волги.
Как знать, может быть еще через пару лет школьники совершили бы, как теперь говорится, «трансконтинентальный рейд» куда-нибудь в район Владивостока. Но в том же 1958-м в Москве на Центральном стадионе имени В.И.Ленина состоялись первые в СССР соревнования по спидвею, главным героем которых стал Борис Самородов. А зимой 1959-го Самородов стал чемпионом СССР и РСФСР, а Шайнуров и Чернов призерами первого российского первенства по гонкам на льду.
Ахмадеев не выдержал и вернулся в мотоспорт, приняв активное участие в проведении на уфимском стадионе «Динамо» первых международных гонок и первого чемпионата СССР по спидвею. Он стал верным соратником первого начальника Башавтомотоклуба Исмагила Видьдановича Хакимова, отца советского спидвея Владимира Ивановича Карнеева и "отца башкирского мотоспорта" Аншеля Львовича Балабана. И первым чемпионом страны стал на уфимец Фарит Шайнуров. Начался спидвейный бум, руководство республики, не ожидая команды сверху, решительно взялось за развитие нового для всей страны вида спорта, и Башкирия вскоре оказалась «впереди планеты всей».
Интересно, что Министерство образования республики не желало расставаться с педагогом-новатором, и Аншель Балабан, твердо решивший вернуть в мотоспорт уже имевшего авторитет организатора Азгара Ахмадеева, использовал весь свой авторитет и связи «наверху», чтобы быстро решить проблему. Так Азгар Ахмадеев стал тренером спортмотоклуба треста №3, а его начальником снова оказался Исмагил Хакимов, которого Балабан «вытащил» из Башавтомотоклуба.
Началась жизнь, потерявшая счет времени. Приходилось решать тысячи вопросов, от проведения обычной тренировки до организации финала мирового чемпионата, от приобретения техники и запчастей до борьбы с внезапно обрушившимся снегопадом. Ахмадеев был и правой и левой рукой Балабана, а ритм его жизни стал похож на ритм жизни управляющего строительным трестом №3 – работа по 18-20 часов в сутки.
В Уфе проходили сборы сильнейших гонщиков Союза, крупнейшие международные гонки; в 1962 году за три зимних месяца было проведено 26 гонок — мировой рекорд, не превзойденный до сих пор. Уфимцы пресытились гонками, устали от них, и Ахмадеев с Хакимовым понесли спидвей на периферию; гаревые треки возникли в Октябрьском, Салавате, Стерлитамаке, Мелеузе, воочию увидели чемпионов мира и Европы по гонкам на льду в Белебее, Нефтекамске, Ишимбае, Белорецке, Магнитогорске. Благодарности за помощь в строительстве треков и организации соревнований приходили на имя Ахмадеева и из других областей, республик и даже стран: мотогонщики Австрии и Монголии сделали первые шаги на льду именно под его руководством.
Но самые главные заслуги у Азгара Мухаметшиновича — перед Башкортостаном, перед уфимским мотоспортом. В каждой золотой медали, добытой нашими мотогонщиками на чемпионатах мира, Европы, СССР и России, есть заметная частица его труда. Ведь с мотоспортом он расстался уже через много лет после достижения возраста пенсионера, — работал инструктором спортотдела в Башкирском обкоме ДОСААФ.
Азгар Ахмадеев тихо ушел из жизни в 92 года. Буквально за неделю до кончины ему была вручена на дому Почетная грамота Минспорта РБ и ценный подарок, приуроченные к 70-летию башкирского мотоспорта. Азгар Мухаметшинович внимательно и спокойно прочитал обращенные к нему слова и поднял на окружающих ясные и счастливые глаза. Это был взгляд человека с чистой совестью, исполнившего свой долг и свое предназначение на этой земле.
Читайте нас: