Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 73.19 ↓

EUR 86.86 ↑

30 июля Пятница

Уфа   °

Возрождение башкирской оперы: в Уфе представили творческие итоги оперной Лаборатории

КУЛЬТУРА

В Уфе финальным аккордом завершилась «Лаборатория современной башкирской оперы». Шесть пар авторов представили на суд зрителей шесть оперных фрагментов — набросков будущего спектакля. Итог масштабного театрального проекта, которым руководит худрук театра Аскар Абдразаков, состоялся на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета.

«Вы присутствуете при историческом событии — на ваших глазах сегодня делается серьезный шаг в возрождении башкирской оперы! Это появление новых имен композиторов, либреттистов, которые будут говорить с нами музыкальным языком на современной сцене. На них — очень большая ответственность перед нашей историей, музыкой и перед зрителями, — отметил гендиректор театра Ильмар Альмухаметов, поздравляя финалистов. — Главный музыкальный театр республики должен будоражить композиторов, чтобы нам было над чем и с кем работать».

Вниманию любителей оперы были представлены произведения шести финалистов из Уфы, Москвы и Санкт-Петербурга: «Живая вода» (Борис Вишневский — Бану Кагарманова), «Шайхзада» (Галина Зиганова — Тамара Искандерия), «Заятуляк и Хыухылыу» (Урал Идельбаев — Динара Каюмова), «Маулиха. История красной дворянки» (Олег Касимов), «Зайнулла» (Зульфия Раупова — Салават Камалов), «Цветок с Ямантау» («Умырзая» Рустам Сагдиев — Владимир Аношкин). Поставили отрывки режиссёры Филипп Разенков, Эльмира Ахметзарипова, Тигран Довлатбекян, Айсылу Иксанова, Ляйсан Сафаргулова, Шамиль Сиразетдинов.

Художник Алия Хансен разработала сценографию и костюмы постановок. Исполнили музыкальные фрагменты солисты оперной труппы, хор и симфонический оркестр театра под управлением дирижёров Марата Ахмет-Зарипова и Владимира Мешкова. Авторы и постановщики работали очень творчески — каждый из отрывков отличался обращением к поэтичным легендам и выдающимся личностям башкирской истории, оригинальной идеей, композиционной и драматургической выстроенностью, интересными деталями.

«Мне близка народная тема, поэтому я обратилась к башкирскому народному эпосу «Заятуляк и Хыухылыу». Три композитора изъявили желание написать музыку к моему либретто, в итоге в финал вышел Урал Идельбаев. Урал Мирасович очень трепетно отнесся к эпосу. Его мама — поэтесса Гульфия Юнусова родилась в тех местах, о которых идет речь в эпосе. Его отец — ученый Мирас Идельбаев консультировал меня по литературной части. Одним словом, хоть и был представлен на суд зрителя 25-минутный фрагмент, работа велась очень тщательно», — прокомментировала либреттист Динара Каюмова и поблагодарила всех организаторов, режиссера своего отрывка Филиппа Разенкова и артистов-участников проекта.

Фрагмент оперы о Шайхзаде Бабиче завершился дождем листовок со стихами поэта в зрительном зале — каждый из присутствующих смог проникнуться тонкой поэзией Бабича. Работу молодого композитора Галины Зигановой и известной башкирской поэтессы Тамары Искандерии (Юлдашевой) председатель Союза композиторов Башкортостана Лейла Исмагилова отметила как одну из самых удачных.

«После завершения конкурса либреттистов у меня не было мучительного выбора. Я сразу обратила внимание на либретто о Шайхзаде Бабиче. Мы обговаривали все с либреттистом, я просила ее дописывать, переделывать — она специально дописала по моей просьбе эпизод прощания Сании. У нас сложился очень хороший тандем, она очень чутко откликалась на каждое мое пожелание, сделала мне подстрочный перевод. В процессе создания Айсылу Иксанова очень помогла мне в работе, — рассказала Галина Зиганова. — Проект очень важный и нужный для нашей республики и театра, хочется, чтобы он имел продолжение, чтобы в будущем фрагменты опер переросли в полноценные произведения».

«Лаборатория современной башкирской оперы» получила свой старт год назад. Проект состоял из нескольких этапов. Конкурсы либреттистов и композиторов приняли более 30 работ участников; дважды авторитетное жюри собиралось для обсуждения и отбора лучших сочинений конкурсантов. В рамках мастер-классов «Либретто как литературная основа оперы» выступили известные театральные деятели. Состоялась Международная конференция «Национальная опера в контексте музыкально-исторического процесса», в которой приняли участие учёные, специалисты в области музыкального искусства из разных уголков России и ближнего зарубежья.

Проект осуществлен на средства гранта Главы Республики Башкортостан на сохранение, развитие и популяризацию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан полученным от Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан, при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан.

 

Лейла Аралбаева

Теги: опера
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или

Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке".

Если у вас есть новости, которые могут быть интересны агентству, присылайте ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту [email protected], в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook.

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Лонгриды
закрыть