Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 72.72 ↓

EUR 85.20 ↑

24 сентября Пятница

Уфа   °

Богородице-Казанский храм села Верхотор Ишимбайского района: история длиной в 230 лет

На центральной улице села Верхотор Ишимбайского района находится небольшой каменный храм – Богородице-Казанская церковь. Этот исторический памятник является одним из старейших не только в Башкортостане, но и во всем Приуралье.

История церкви начинается во времена основания рабочего поселка при медеплавильном заводе ещё в конце XVIII века. В 1788 году одна из четырех дочерей промышленника Ивана Мясникова, совладельца медеплавильного завода, организовала в селе строительство каменной церкви, и это здание сохранилось до сих пор. Оно было частично разрушено в ХХ веке, восстановительные работы начались в 1990 году.

Настоятель Богородице-Казанского храма села Верхотор, протоирей Валентин Попов делится своими мыслями и размышлениями об истории и сегодняшней жизни храма:

«Не так уж много на земле Ишимбайского района исторических памятников, связывающих всех нас с делами и образам бытия наших предков, их духовной жизнью. Порой в круговерти земных забот мы не замечаем их, проходим мимо или, ещё хуже, становимся равнодушными к их судьбе. Но вот наступают в нашей жизни какие-то трудные минуты, и душа начинает понимать, как суетны и пусты наши стремления к земному блаженству и благоденствия. Мы ищем и находим ответы на свои вопросы, обратившись к Вечному. Одним из старейших памятников не только на земле Башкортостана, но и всего Приуралья, является храм в честь Казанской иконы Божией Матери, что находится в селе Верхотор Ишимбайского района, его история неразрывно связана с жизнью села, его людей.

История умалчивает о наличии храма в селе с началом работы медеплавильного завода в 1757 году. Можно только догадываться о духовном окормлении первых жителей священником соседнего Воскресенского прихода либо о наличии временного деревянного храма. Ведь в те времена люди не могли представить жизни и работы без церковного благословения. И где образовывались крупные поселения, то одновременно с ними и воздвигались храмы.

Что касается каменного храма, то его строительство связано с именем Аграфены Ивановны Дурасовой, одной из четырех дочерей промышленника Ивана Мясникова, который был вместе с Иваном Борисовичем Твердышевым первым совладельцем и основателем медеплавильного завода в верховье реки Top. Её заботами была выстроена с 1788 года кирпичная церковь, которая и стоит в селе до сего дня и стала немым свидетелем тех взлетов и падений, как в духовной, так и материальной жизни села. Под её покровом жили, трудились и умирали не только верхоторцы, но и жители деревень Ромадановка, Осиповка, Татьяновка, Скворчихи, Привольное и близлежащих хуторов.

Расположенная на центральной улице, на берегу Тора, она была украшением всего села, его душой и совестью вплоть до прихода к власти большевиков. Но и при Советской власти до начала перестройки она безмолвно взывала жителей к помилованию о Боге о его во всеприсутствии, о его вечности. Как только  не пытались безбожники осквернить святыню, комсомольские активисты соскребали лопатами со стен роспись, сбрасывали с колокольни колокола, срывали с куполов кресты, а их последователи позже превращали храм в хранилище и мастерскую.  Напоследок сделали из храма клуб, где устраивали бесчисленные пляски, где вместо божьих слов раздавались сквернословие, где вместо курения благословенного ладана струился папиросный дым.  Сейчас некоторые жители с ностальгией вспоминают о былом богатстве села, о достатке. А сегодня же царит вокруг бедность и запустение, пьянство, воровство и другие преступления.  

Неужели всё это пришло вот так в один момент? Жизнь села проходит по божьему промыслу, в котором говорится о неразумном человеке, построившем свой великолепный дом не на камне, а на песке. От безбожной власти верующим был оставлен осквернённый разрушенный храм, как образ человеческой души, воспитанной вдали от Бога-Отца, всё богатство, которое было утрачено вдали от отеческого дома. Как символ жизни, на разрушенной кровле храма росли березы.

Но «Бог поругаем не бывает». Пришло время и храм стараниями немногочисленных прихожан, окормляемых горевшим верой и энтузиазмом священником протоиереем Леонидом Ветровым, стал вставать из руин. Нелёгкие были времена. Начало перестройки. По душам людей прошёл тяжёлый каток атеистической пропаганды. Многие с усмешкой взирали на, казалось бы, тщетные усилия отца Леонида. Он, не дожидаясь ни от кого помощи, сам взбирался на кровлю спиливать березы и молитвой своей с добровольными помощниками творил чудеса. Конечно, самое главное он видел в том, чтобы начать хотя бы богослужение, чтобы приносились в храме бескровная искупительная жертва, омывающая грехи всех живых и живущих селян в то время. Восстановление шло из всех подручных материалов и не всегда профессиональными строителями. Поэтому со временем стали выявляться какие-то недостатки. А после ухода на покой отца Леонида храм в течение нескольких лет был без должного присмотра и попечения.

На этом месте прервем размышления отца Валентина и расскажем его историю прихода настоятелем в этом храм.

В начале 2000-х службы в Богородице-Казанском храме совершались нерегулярно, прихожан практически не было, но «свято место пусто не бывает». В 2008 году 21 ноября на праздник Архангела Михаила был направлен на совершение праздничной службы клирик Свято-Троицкого храма города Ишимбай протоиерей Валентин Попов. И ему, по его словам, прискорбно было видеть земной храм владычицы Пресвятой Богородицы в запущенном состоянии. Все стены были покрыты копотью, многие иконы, висевшие как попало, истлели от влаги и плесени. На аналоях под иконами висели какие-то тряпки. Чтобы начать службу, батюшке, засучив рукава, пришлось взяться за топку трех железных печей. Они дали тепло телу, а души нескольких стоящих человек в храме согрела зазвучавшая молитва и принесённая Богу бескровная жертва.

В 2009 году протоиерей Валентин Попов был назначен настоятелем Богородице-Казанского храма села Верхотор. Этим благословением, горячей верой и любовью к Богородице самого настоятеля и теперь уже многочисленных прихожан, благодетелей, жертвователей, строителей и благаукрасителей было совершено чудо преображения самого храма.

  Сейчас в уютном сельском храме регулярно по субботним, воскресным и праздничным дням совершаются богослужения, таинства крещения, венчания. Настоятель отец Валентин считает, что храм всегда полон,  ведь с живыми невидимо возносят свои молитвы за нас все те святые и усопшие, которых мы поминаем в своих земных молитвах, синодиках. Значимым событием для прихода является ежегодное паломничество прихожан и гостей храма к месту явления святых Уральского края Табынской иконы Божией Матери, на святых ключах посёлка Красноусольский.  С образом Пресвятой Богородицы, под её покровом около 200 богомольцев совершают свой духовный и физический подвиг крестного хода в 125 километров, находясь в постоянном молитвенном общении. Этого события ежегодно ждут и сами крестоходцы, и жители населенных пунктов, через которые проносится образ Божией Матери. В знак этого ежегодного события Верхоторского прихода по благословению епископа Салаватского и Кумертауского Николая, роспись притвора храма посвящена явлению и обретению Табынской иконы Божией Матери.

Отец Валентин о росписи храма.

Желая воссоздать прежний облик храма, пришлось искать старожилов села, которые бы помнили внутреннее убранство церкви до ее закрытия в 1937 году. Конечно, не все получилось узнать, но то, что храм был расписан, подтвердили почти все. К сожалению, никаких фрагментов обнаружить не удалось — безбожники и сырость все уничтожили. Вначале решили расписать купольную часть храма, но по ходу работ уже появилось желание и возможности изготовить и установить новый иконостас, а потом и завершить роспись всего храма, конечно, с Божией помощью и Его благословением.

Каждый прихожанин внёс свою посильную лепту в благоукрашение Божьего дома. А сами работы выполнял выпускник Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Николай Шелюто. Роспись храма — это не какое-то художественное украшение. Это прежде всего своего рода книга — Священное Писание, которое переносит нас от мира земного в Царство Небесное, погружает нас в события Ветхого и Нового заветов, обращает наш взор к подвижнической жизни святых угодников Божьих.

             Пожелание верующим и прихожанам.

Сегодняшние Всемирные потрясения являются грозным предупреждением для всего человечества и для каждого, в частности. Мы легко привыкли к удобствам мира сего, к свободе вероисповедания, о которой мечтали наши предки, жившие при коммунистической безбожной власти. Каждый, не страшась преследований и гонений, может в любое время прийти в храм помолиться, причаститься. Но вот прозвучало от одной Всемирной организации слово «Пандемия», и все вспомнили о своём драгоценном теле, стали оберегать его и заботиться о нем больше, чем о своей душе. Мы, крещеные, забыли о бессмертии ее, дарованном нам нашим Богом. В первые века христиане, гонимые язычниками, шли на свои собрания, зная, что в люблю минуту они могут быть схваченными и подвергнуты мучениям. А мы, найдя какие-то оправдания для успокоения своей души, дом Отца нашего Небесного и матери нашей Церкви решили не посещать. Будем же мужественны и стойки в наших сегодняшних испытаниях.

                 О сельских храмах.

Нужно ли заниматься восстановлением сельских храмов? Может быть, лучше и выгоднее вложить финансовые средства и силы в восстановление или строительство городских церквей?  Такое мнение может иметь далекий от веры предприимчивый делец — коммерсант, для которого главным является материальная выгода. Господь говорит: «Я там, где хотя бы двое или трое собраны о Моем имени». Поэтому если несколько человек имеют веру и общее желание в богоугодном деле строительства или возрождения какого-то старинного храма, то Господь им будет самым первым помощником. А сельские храмы могут быть той тихой пристанью в нашем бушующем житейском море для желающих, спокойной уединенной молитвы вдали от городской суеты. Самое главное, чтобы возносилась в храме молитва и бескровная жертва, и тогда «свято место пусто не будет»!

                        Значимость Церкви в современном мире.

Церковь была и есть голосом Божием на земле. Она всегда готова помочь любому человеку на его жизненном пути не упасть, не заблудиться, не погибнуть. Она, как совесть, не молчит, обличает, взывает, кричит, заставляя остановиться на грешном пути. Только, порой, мы имеем уши и не слышим.

Справка:

Протоиерей Валентин Попов родился на севере Башкортостана тогда еще в поселке городского типа Янауле 13 сентября 1959 года.  Закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Саратовскую духовную семинарию.

С 1981 по 1993 годы работал на заводе транспортного машиностроения мастером, начальником цеха, начальником бюро производства.

Отслужил в рядах Советской армии с 1984 года по 1986, имеет звание старший лейтенант. Женат, 4 детей.

Рукоположен 28 февраля 1993 года во диакона, а 28 сентября 1993 года — во пресвитера.

В 2009 году протоиерей Валентин Попов был назначен настоятелем Богородице-Казанского храма села Верхотор Иимбайского района.

 

Азат Гиззатуллин

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Читайте также
Лонгриды
закрыть