Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

Его называют башкирским Страдивари (К 80-летию Вакиля Шугаюпова)

КУЛЬТУРА

УФА, 29 авг 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполняется 80 лет Вакилю Шугаюпову — самому известному в республике мастеру по изготовлению башкирских национальных музыкальных инструментов.

Вакиль Шакирович Шугаюпов родился 29 августа 1936 года в живописнейшем уголке нашего края — деревне Алькино Салаватского района, родине национального героя Салавата Юлаева. Жизнь не особенно баловала его, поэтому Вакиль вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Тяга к искусству проявилась у него очень рано. Отслужив на Северном флоте, Вакиль Шакирович поступил в Казанское художественное училище. После его окончания в 1963 году стал работать учителем рисования и черчения в уфимской средней школе №77. С 1966 года начал трудиться художником башкирского отделения Художественного фонда РСФСР.

В эти годы Вакиль Шугаюпов много работает, пишет пейзажи и натюрморты. Однажды он решил написать большое полотно на историческую тему. По его замыслу, центральным образом картины должен был стать седой старик-сэсэн с кураем в руках, сидящий у подножья горы и погруженный в глубокие раздумья. Задуманное полотно получило рабочее название «Горы отцов». Чтобы глубже раскрыть образ певца, Вакиль Шакирович принялся за поиски курая. И вот тут-то выяснилось, что этот музыкальный тростниковый инструмент в те годы стал большой редкостью, по разным причинам обеднели места его традиционного произрастания. Художник заинтересовался историей курая и с интересом открыл для себя новый, неведомый доселе мир фольклора и историю музыкальных инструментов. Именно тогда он начал задумываться о принципиально новом материале для курая.

Как и многим изобретателям, Вакилю Шакировичу помог счастливый случай. Ему было поручено сделать мозаичный портрет из дерева или маркетри для высокой делегации из ГДР. Он подготовил самые разные виды шпонов — липовые, березовые, дубовые, ясеневые, буковые. Но не хватало полутона. Желая добиться изменения оттенка цвета, он бросил шпон в ванну с горячей водой, и тот свернулся в трубку. «Эврика!» — закричал художник. Теперь он знал, как делать деревянный курай. Шугаюпов опробовал разные шпоны и остановился на буковом.

С того дня Вакиль Шакирович с головой ушел в новую работу. Он пытался доказать, что деревянный курай является не только полноценным заменителем тростникового, но и превосходит его по резонансным особенностям и музыкальным возможностям. Он изучил сотни книг, тщательно исследуя музыкальные инструменты разных стран и народов, выписывал по почте свирели и флейты со всех концов Советского Союза. И упорно искал свой, «шугаюповский» курай.

Когда несколько экспериментальных инструментов были наконец изготовлены, Вакиль Шакирович поехал показывать их Гате Сулейманову. Тогда Гата Зульфакилович по причине преклонного возраста уже оставил артистическую карьеру, но продолжал преподавать и являлся самым авторитетным кураистом республики.

«Я пришел к нему прямо на работу, заранее договорившись о встрече, — вспоминает Вакиль Шугаюпов. — В кабинете Гата Зульфакилович развернул бумагу, с недоверием повертел деревянные кураи, отобрал один из них и тут же принялся наигрывать мелодию. Проверил все принесенные инструменты. Лицо и глаза почтенного аксакала светлели, глубокие морщины разглаживались, и я чувствовал, что он испытывает удовольствие от льющихся мелодий деревянного курая. Когда он закончил играть, подошел ко мне и взял за плечи: «Есть курай, сынок! Курай будет жить!..».

Только через три года, летом 1974 года, Вакиль Шугаюпов получил долгожданное документальное подтверждение своего авторства на изобретение. Сам умелец продолжал упорно трудиться и совершенствовать свой деревянный курай, работая по 16 часов в сутки, забывая об отдыхе и еде. В 1981 году он стал мастером по изготовлению курая в Башкирском опытно-экспериментальном производственном комбинате республиканского хорового общества, затем работал в Республиканском центре народного творчества.

Позже Вакиль Шакирович занялся возрождением древнего башкирского струнного инструмента — думбыры. И эта напряженная работа также увенчалась заслуженным успехом. В мае 1985 года специальная комиссия приняла и рекомендовала в массовое производство образцы думбыры, изготовленные Шугаюповым, — сопрано, альт и бас. За свои успехи мастер был награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. В 1988 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств БАССР».

Вакиль Шакирович не остановился на достигнутом. В 1995 году он представил публике свою реконструкцию кыл-кубыза — древнего национального смычного инструмента, секрет изготовления которого был утерян в глубине веков.

Сегодня Вакиль Шугаюпов — общепризнанный и единственный настоящий мастер деревянного курая, хотя вслед за ним технологию его изготовления из шпона освоили многие. Но лишь один он имеет право ставить на кураях личное клеймо со своей фамилией. В его художественную мастерскую сегодня едут не только со всей республики, но и из соседних регионов — Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарстана. Выросло целое поколение молодых людей, играющих на курае, полюбивших этот музыкальный инструмент. Десятки и сотни молодых людей в городах и районах республики учатся азам игры на древнем национальном инструменте — курае, которому дал новую жизнь Вакиль Шакирович Шугаюпов.

В 2004 году Вакиль Шугаюпов стал лауреатом Республиканского конкурса «Мастер — золотые руки». В 2013 году за выдающийся вклад в развитие народного творчества мастер отмечен дипломом лауреата премии Правительства Российской Федерации «Душа России» в номинации «Народная музыка».

В 1992 году на киностудии ВГИК был снят документальный фильм режиссера Азамата Хужахметова и оператора Леонида Мешкова «Мастер Вакиль». Работы Вакиля Шугаюпова хранятся в Национальном музее РБ, Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве, в частных коллекциях России и за рубежом.

Теги: юбилей
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть