Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.14 ↓

EUR 69.43 ↑

22 августа Вторник

Уфа   °

Абдулла Саиди призывал людей к добру и справедливости (к 180-летию со дня рождения видного религиозного деятеля)

ОБЩЕСТВО

УФА, 3 май 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня отмечается 180-летие со дня рождения Абдуллы Саиди, одного из дореволюционных общественных деятелей, которые закладывали фундамент духовности башкирского народа. Он широко известен как религиозный деятель, просветитель, писатель, поэт и философ.

Абдулла Саиди (настоящее имя Нурмухаметов Габдулла Саитбатталович) родился 3 мая 1836 года в деревне Стерлибашево Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии, ныне село – центр Стерлибашевского района Республики Башкортостан, в семье религиозного деятеля Саитбаттала Нурмухаметова, основателя широко известного медресе «Саидул» в деревне Муллакаево. В Муллакаево и прошло детство Абдуллы. В девять лет у него умерли родители, и он остался круглым сиротой.

На воспитание к себе его взял дедушка по матери, а немного позже маленького Абдуллу отправили на учебу в Стерлибашевское медресе. В те же годы здесь обучались видные деятели башкирского просвещения Мифтахетдин Акмулла и Зайнулла Расулев, а преподавателями у них были выдающиеся поэты-просветители Гали Сокрой и Шамсетдин Заки.

После окончания медресе Абдулла Саиди находился в действующей армии, в 1853 году принимал участие в Сыр-Дарьинском походе генерала Перовского. Он служил вместе с Ишмухаметом-сэсэном и Валеем, родным братом отца Ахметзаки Валидова, здесь он познакомился с майором Юсупом Карамышевым. По окончании срока службы Абдулла продолжил свое образование в медресе Бухары, посетил Хорезм и Стамбул. Учился он и у Зайнуллы Расулева. В годы жизни в Бухаре открыл там свое медресе, где обучал шакирдов. Абдулла Саиди хорошо знал основы исламского вероучения, много внимания уделял знакомству с культурой, бытом, историей восточных народов. В общей сложности он прожил за границей более тридцати лет, дважды совершил паломничество в Мекку.

Абдулла взял себе имя Абдулла бин Саид аль-Булгари аль Бурзяни аль Сакмари, и в 1871 году стал имам-хатибом мечети и одновременно мударрисом медресе в деревне Муллакаево, продолжив дело своего отца. Он считался одним из самых просвещенных людей своего времени, сэсэном, знатоком вопросов ислама.

До конца своих дней Абдулла Саиди активно занимался просветительством. В своем медресе он ввел новые методы обучения, давал уроки по основам геологии, строительных наук, горного дела, химии, народной медицины и т. д. Писал стихи на арабском и персидском языках. Являлся автором десятков научных трудов, в том числе учебника по основам логики. Получил широкую известность как педагог и мастер слова. По своим религиозным предпочтениям Абдулла Саиди принадлежал к одному из направлений суфизма.

Абдулла Саиди внес новшества в области методики преподавания, отказавшись от методов ведения занятий, когда механически заучивались тексты на арабском языке и фарси. Занятия в медресе проводились на родном языке шакирдов. Медресе имело свое общежитие. Учиться в Муллакаево приезжали не только со всего Башкортостана, но и из Казахстана. В некоторые годы число шакирдов доходило до 400. Медресе готовило и чиновников для административно-хозяйственной работы, писарей, судей-кадиев, давало хорошие знания русского языка и основ делопроизводства.

Видное место в медресе занимала школа сэсэнов, практика устно-поэтических состязаний. Частым гостем медресе был поэт Мифтахетдин Акмулла, который порой выступал в качестве преподавателя, обучал шакирдов тонкостям поэтического мастерства, посвящал их в тайны сказительства.

Очень высоко Абдуллу Саиди ценил Ахметзаки Валидов, который отмечал в своих «Воспоминаниях», что преподавание в Муллакаевском медресе было организовано так же, как и в лучших медресе Бухары и Хорезма. Он считал Абдуллу Саиди, наряду с Зайнуллой Расулевым, наиболее образованными людьми из числа представителей мусульманского духовенства того времени.

Выпускником Муллакаевского медресе был золотопромышленник и поэт, депутат 1-й Государственной Думы России Мухаметзакир Рамеев. Сабирьян Музафаров, открывший залежи золотоносных руд в районе Тубинска, и Абубакир Худайбердин, первооткрыватель залежей медного колчедана в районе нынешнего Сибая, тоже учились в этом медресе. Его шакирдами были и такие известные башкирские поэты, как Шафик Тамьяни и Факарис Тамьяни. Из уст Габита-сэсэна и Хамита-сэсэна, также воспитанников Абдуллы Саиди, Мухаметша Бурангулов запишет эпос «Урал-батыр».

При обучении основам народной медицины шакирды получали сведения о лечебных свойствах различных трав, обучались приготовлению лекарственных снадобий и способам лечения различных заболеваний. Говорят, что сам Абдулла-ишан обладал даром психотерапии, предвидения и обучал этому и своих воспитанников. Среди тех, кто учился у Абдуллы-ишана искусству врачевания, можно назвать Мужавира Сиражетдинова из деревни Манхыр, Хуснетдина-хазрата и Фазуллу-хазрата из Кусеево, Шамгула-хазрата из Мраково, которые считались наиболее сильными из врачевателей-предсказателей.

Известными стали и многие из учеников Абдуллы Саиди, прославившись образованностью и прогрессивными взглядами. Воспитанниками Абдуллы-ишана были борец за создание башкирской автономии, представитель Бурзян-Тунгаурского кантона Юламанов, его соратник, председатель Бурзянского волостного совета Абубакир Хусаинов из Темясово, председатель Бурзян-Тунгаурского кантона Хальфетдин Тлявбердин и многие другие.

Абдулла-ишан вместе с депутатом 1-й Государственной Думы России Шагишарифом Матиновым создал Мусульманское общество бурзянских башкир. В уставе организации одним из первых пунктов значилось развитие образования, усиление просветительской деятельности. Значительное место в уставе было уделено и преподаванию на башкирском языке. Стремясь приобщить народ к лучшим образцам классической и современной восточной литературы, Абдулла Саиди на собственные деньги открыл в Муллакаево библиотеку и поддерживал тесные связи с книгоиздателями Оренбурга и Средней Азии.

Абдулла Саиди скончался 1 сентября 1914 года и был похоронен в деревне Муллакаево. После 1917 года Муллакаевское медресе было закрыто, члены семьи Абдуллы Саиди высланы в Сибирь.

В 2011 году в Уфе и Муллакаево прошли научно-практические конференции, посвященные 175-летию со дня рождения Абдуллы Саиди. Одна из улиц Баймака носит имя выдающегося просветителя. В 2013 году его имя было присвоено одной их улиц поселка Нагаево Октябрьского района города Уфы.

Теги: память
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть