Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

Ее имя навечно осталось в истории башкирского балета (К 85-летию со дня рождения балерины Майи Тагировой)

КУЛЬТУРА

УФА, 8 фев 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполнилось бы 85 лет Майе Афзаловне Тагировой — выдающемуся мастеру балета, известному педагогу классического танца.

Майя Тагировна родилась 8 февраля 1931 года в Уфе, в семье видного государственного деятеля и писателя Афзала Тагирова. Когда ей было всего шесть лет, арестовали и расстреляли отца, позже аресту была подвергнута и мать. Майя и ее старшая сестра оказались вдали от Башкирии, в разных детдомах, где носили черное клеймо «дочерей врага народа». Каким-то чудом сестре удалось добиться перевода Майи в Уфимский детский дом.

В эти годы случилось событие, которое сыграло важную роль в ее жизни. Случайно в Летнем театре сада им. Луначарского Майя увидела выступление артистов балета из Москвы. Очень скоро она пришла во Дворец пионеров и записалась в балетный кружок к Елене Войтович, знаменитой балерине Ленинградского театра и балета, находившейся в Уфе в ссылке. Елена Константиновна стала для Майи мудрым наставником, научила многим азам танца и внушила ей уверенность в своих силах.

В 1943 году в Уфу приехала комиссия Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) для отбора одаренных детей для учебы. Тогда оно находилось в эвакуации близ города Молотова (ныне Пермь). Елена Войтович рекомендовала в училище Майю Тагирову. Она успешно прошла просмотр и была направлена на учебу.

Годы учебы в училище она считала лучшими в своей жизни. Последние два года Майя училась у легендарной Агриппины Вагановой, строгого, но высокопрофессионального педагога. Позднее она узнала, что в училище приходили письма из Башкирии, в которых выражалось возмущение в связи с учебой там дочери «врага народа», но на них в училище, к счастью, не реагировали. После окончания училища Майю приглашали в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета. Но она твердо решила вернуться на родину.

В 1949 году Майя Афзаловна стала солисткой Башкирского государственного театра оперы и балета. Исполнилась ее сокровенная мечта работать на сцене. В Уфе она проявила себя как яркая продолжательница академических традиций ленинградской балетной школы. Исключительные природные способности балерины — широкий шаг, легкий прыжок, грациозность, гибкость и пластичность, высочайшая техника классического танца, незаурядный сценический талант — позволили ей создать емкие лирические, драматические и комедийные образы.

В Уфе в эти годы работала целая плеяда молодых артистов балета, из которых позже выросли известные мастера — Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Гузель Сулейманова, Фаузи Саттаров, Фирдаус Нафикова. Артисты тесно общались, работали вместе и учились друг у друга. Общительную и активную Майю избирали секретарем комсомольской организации театра, она была делегатом 23-го съезда комсомола.

В 1950 году Майе Тагировой доверили первую большую роль — партию Марии в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан», которую она попыталась танцевать по-своему. Ее основные работы — Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Чайковского), Жизель («Жизель» Адольфа Адана), Сари («Тропою грома» Кара Караева), Джульетта («Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева), Никия («Баядерка» Людвига Минкуса), Эсмеральда («Эсмеральда» Цезаря Пуни), Хасинта («Лауренсия» Александра Крейна), Ледяная дева («Сольвейг» Эдварда Грига), Зайтунгуль («Журавлиная песнь» Льва Степанова и Загира Исмагилова), Гульназира («Гульназира» Наримана Сабитова), Галима («Черноликие» Халика Заимова и Александра Чугаева) и другие. Майя Тагирова стала первой исполнительницей партий Айсылу и Зульхабиры в балетах Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь» и «Страна Айгуль».

Своим лучшим партнером балерина считала Ильдуса Хабирова, который вскоре стал ее мужем и спутником жизни. В 1955 году они начали танцевать вместе.

Майя Тагирова являлась лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета (Москва, 1957), Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1957), Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1963). Балерина принимала участие в гастролях по СССР, Бирме, Германии, Индии и Непалу. В 1955 году Майя Тагирова с успехом выступила на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве.

В 1972 году Майя Тагирова покинула сцену. В 1975 году она окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. С 1978 по 2000 годы работала педагогом-репетитором Государственного академического ансамбля народного танца РБ им. Файзи Гаскарова. С 1994 года одновременно являлась художественным руководителем Башкирского хореографического училища им. Р. Нуреева. Преподавала актерское мастерство. Написала много профессиональных статей о балете. Вместе с соавторами выпустила в свет книгу «Уроки башкирского и характерного танца» (Уфа, 1982).

За большие заслуги в развитии культуры Майя Тагирова была удостоена почетных званий народной артистки Республики Башкортостан и заслуженной артистки РСФСР. Она являлась лауреатом Республиканской молодежной премии им. Г. Саляма.

Скончалась Майя Афзаловна 9 июня 2003 года и похоронена в Уфе. Одна из новых улиц в поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы носит имя выдающейся балерины.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть