Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.13 ↑

EUR 69.56 ↑

24 августа Четверг

Уфа   °

Аполлоний Зирах — создатель фотолетописи дореволюционной Уфы (К 160-летию со дня рождения)

ОБЩЕСТВО

УФА, 17 дек 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

В эти дни мы вспоминаем имя фотографа, краеведа и коллекционера Аполлония Зираха, который много сделал для того, чтобы далекие потомки имели представление о жизни своих предков.

Он не был профессиональным фотографом, но хорошо понимал важность фотографий для ученых, исследователей старины, архивистов и всех, кого интересует история родного края. Сто лет назад в Уфе уже имелись уличные фотографические заведения, где можно было запечатлеть себя, издавались газеты, но мало кто представлял, какими бесценными документами станут фотографии того исторического периода. Аполлоний Зирах стал первым фотографом в истории нашей столицы, который начал целенаправленно делать фотографии Уфы.

Аполлоний Александрович Зирах родился в 1855 году в городе Бузулуке — центре одноименного уезда Самарской губернии Российской империи (ныне город Оренбургской области России). К сожалению, точная дата его рождения до сих пор остается неизвестной. Предположительно, он родился в декабре. С 1872 года Аполлоний Зирах служил в государственных и земских учреждениях Самарской губернии, с 1893 года — в канцелярии управы по строительству Западно-Сибирской железной дороги.

С 1896 года жизнь и судьба Аполлония Зираха связаны с Уфой и Уфимской губернией. Здесь он работал агентом в страховом отделении Уфимской губернской земельной управы. С 1918 года трудился в Уфимском губернском совнархозе, различных губернских учреждениях.

С 1908 года уфимцы стали замечать на городских улицах солидного мужчину, который настойчиво и регулярно обходил все улицы, дома и овраги в поисках нужных точек съемок. Часто он поднимался на крыши, колокольни и пожарные каланчи, мерз в зимние морозы. Иногда терпеливо ждал долгие часы, чтобы получить нужное освещение или ракурс. При этом нужно было переносить с собой нелегкое снаряжение — треногу, громоздкую фотокамеру, коробки с кассетами. Причем это было только частным увлечением Аполлония Александровича, хотя он прекрасно понимал общественную важность своего занятия. С 1910 года он начал впервые снимать в цвете. В 1912 году был отмечен денежной премией на фотовыставке в Уфе, где был представлен ряд его работ.

Жил Аполлоний Зирах на пересечении улиц Малой Ильинской (позже Воровского, ныне проспект Салавата Юлаева) и Пушкина по адресу: Малая Ильинская, дом 17. Жил очень скромно, поскольку занятие фотографией требовало больших затрат и занимало значительную часть его бюджета. Коробка с 12 фотокассетами стоила полтора рубля — очень солидные деньги по тем временам.

Имеются сведения, что Зирах был связан с революционным подпольем, выполнял отдельные поручения большевиков, возможно, изготавливал фотографии для фальшивых паспортов. При производстве фотографирования он также мог осуществлять какие-то задания. С сентября 1911 года за ним велось негласное наружное наблюдение, в местной жандармерии Зирах проходил под кличкой «Совещатель». Его фамилия встречается в отчетах об уфимских социал-демократах того периода, а также упоминается в числе лиц, связанных с местными эсэрами. Но в последующий период в сводках жандармерии он больше не значится.

Многие годы Аполлоний Александрович непрерывно пополнял свою коллекцию. В итоге она составила огромный объем — более пяти тысяч единиц хранения. Каждая из фотографий достойна большого описания. Он оставил прекрасные виды Виденеевского (ныне парк Аксакова) и Ушаковского (ныне парк Ленина) садов. Часто фотографировал Случевский сад, который сейчас носит имя Салавата Юлаева. Есть у Аполлония Зираха фотографии Верхне-Торговой площади с первоначальными торговыми рядами, домов на улицах Центральной (Ленина), где видна снесенная в 50-е годы прошлого столетия усадьба Нестеровых, Губернаторской (Советская), Садовой (Матросова), Фроловской (Тукаева), Большой Ильинской (Заки Валиди) и других. Очень любил снимать Троицкую церковь (ее снесли в 50-е годы 20-го века), Архиерейку. Только на фотографиях Зираха можно увидеть, как выглядели в начале века Аксаковский народный дом (Башкирский государственный театр оперы и балета), Мариинская женская гимназия (ныне Уфимская гимназия №3) и многое другое. В архивах республики имеется только одна фотография празднования 1-го мая в Уфе в 1918 году. Для создания этого уникального снимка Аполлоний Зирах поднимался на крышу Аксаковского народного дома и снимал оттуда.

Итогом его многолетней работы стали огромные фотоальбомы. Весной 1919 года при колчаковцах Зирах был заключен в тюрьму как работник советского учреждения. Осенью, когда Уфу освободили красные, он тяжело заболел тифом и уже не смог поправиться. Умер Аполлоний Александрович 20 ноября 1919 года.

Незадолго до смерти он принимает решение завещать свой архив городу. Уже после смерти Зираха большинство фотографий были наименованы на русском языке и языке тюрки. В 1924 году супруга Зираха передала городу большую часть фотоколлекции. В газете «Башкортостан» в 1924 году была напечатана статья «Дорогой дар», в которой сообщалось: «Человек по имени Зирах, умирая, оставил завещание, по которому он передал в дар Башкирскому центральному музею много фотографий. Зирах работал в Уфимском земстве, затем служил в Совнархозе. Он был настоящим мастером фотографии. Всю жизнь он посвятил созданию этой уникальной коллекции, вынашивая мысль — отдать ее музею. Но при жизни не успел этого сделать. Башсовнархоз, Госплан, Наркомпрос выделили 200 рублей на изготовление альбомов с фотографиями. Среди снимков можно найти очень ценные виды Уфы и ее окрестностей. Но пока они не аннотированы. Башсовнархоз, закончив процедуру оформления, обещает передать эту коллекцию Центральному музею».

«Все снимки настоящего альбома сделаны в течение 1908-1919 гг. фотографом-художником, любителем природы Аполлонием Александровичем Зирах и после его смерти, согласно воле покойного, его женою Т.А. Зирах помещены в Башкирский Центральный Музей для общественного пользования и хранения», — написано на титульном листе одного из его альбомов. Ныне они находятся в запасниках Национального музея Республики Башкортостан.

К сожалению, в музей был передан не весь архив Зираха. Часть снимков роздана отдельным лицам. Много фотографий и все негативы оставались у жены Аполлония Александровича. Собрать все это в единый архив пытался историк Петр Ищериков, но это ему не удалось сделать. Фотоаппаратура Зираха, значительная часть фотографий, почти все негативы оказались утерянными. Несколько фотографий, сделанных Аполлонием Александровичем, которых не было в фотоальбомах, находились в личном архиве видного врача и краеведа Владимира Скачилова.

Аполлоний Зирах похоронен на Сергиевском кладбище Уфы. На его могиле был установлен деревянный крест. Но после Гражданской войны многие кладбищенские кресты были разобраны на дрова, и место могилы ныне оказалось потерянным.

Об Аполлонии Зирахе имеются статьи в Краткой энциклопедии «Башкортостан» и 3-м томе Башкирской энциклопедии. Несколько десятков фотографий из его коллекции можно найти в интернете.

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть