Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.28

EUR 69.64

11 декабря Понедельник

Уфа   °

В Башкирии европейского реставратора удивило множество современных граффити в пещере Шульган-Таш

ОБЩЕСТВО

УФА, 4 дек 2015. /ИА «Башинформ», Гульфия Акулова/.

В ходе Международной экспедиции в башкирскую пещеру Шульган-Таш, знаменитую своей древней наскальной живописью, ученым удалось удалить большую часть современных граффити и вандальных надписей, оставленных в прошлом туристами. В течение десяти дней группа известных европейских и российских ученых в области наскальной живописи, а также группа сотрудников Научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия при Минкультуры РБ и музея-заповедника «Шульган-Таш» удаляли надписи со стен объекта культурного наследия. Был расчищен участок площадью 14 квадратных метров. Работа велась в трех зонах пещеры: во входном коридоре, в зале на первом этаже и в так называемом зале знаков. Большая часть графики была нанесена углем, масляными красками, чернилами, глиной, копотью от свечи, использовали туристы даже губную помаду. Агрессивное воздействие на стены пещеры оказал уголь с частицами не сгоревшего дерева. Также туристы оставляли графические следы своего пребывания в пещере путем насечек, что еще более катастрофично, считает европейский реставратор в области наскальной живописи в пещерах и настенной живописи Антон Эудаль Гийаме. Если нарисованную графику почти бесследно удалось удалить (причем использовались только натуральные природные компоненты: вода из самой пещеры и песок), то реставрация высеченных надписей — сложный и длительный процесс. Есть специальные технологии, которые позволяют заретушировать, закамуфлировать насечки. «Можно аккуратно попробовать нанесение, и только на высеченные участки, светлых тонов пигментов, так называемой «грязной воды», — отметил Антон Эудаль Гийаме.

«В ходе работы под удаленными граффити мы обнаружили несколько красных пятен. И однозначно — это живопись, — заявил реставратор. — Идентифицировать их невозможно, потому что они частично покрыты слоем кальцита. Более точный ответ — рисунки ли это и насколько они древние — могут дать только археологи». Результаты идентификации и точное время создания надписей будут объявлены в июне 2016 года в рамках запланированного в Башкирии Международного симпозиума, посвященного проблемам реставрации наскальных рисунков.

Кроме того, по словам участников экспедиции, была проведена успешная попытка удалить кальцит на участке с обнаруженными красными пятнами, размером два на сантиметр. «Надо будет и дальше проводить подобные попытки. Но это довольно сложный процесс, он должен быть аккуратным. Вообще, любое действие в пещере, где имеются рисунки, должно быть очень продуманным и изученным с научной точки зрения, нужно уважительно относиться к пещере. К примеру, один из рисунков, открытых еще первым исследователем Отто Бадером, на котором был снят слой кальцита, со временем вновь им покрылся», — добавил Антон Эудаль Гийаме.

Специалист в области наскальных рисунков также отметил, что лучший способ сохранить палеолитическую живопись в первозданном виде — контроль климата в пещере и другие меры по сохранению и консервации объекта. «Во всем мире подобные пещеры, к примеру, Шове, Ласко и Руфиньяк во Франции, Альтамира в Испании закрыты для туристов. Имеются копии пещер, при них создаются музейные комплексы. Необходимо выяснить, насколько велико влияние потока туристов на микроклимат в пещере Шульган-Таш, и уже исходя из этого, в случае необходимости, либо закрыть ее полностью, либо ограничить количество посетителей до возможного минимума», — сказал Гийаме.

Сохранению уникального культурного исторического объекта могло бы помочь строительство музейного комплекса на территории Бурзянского района, который наглядно мог бы продемонстрировать уникальность, историческое и культурно-этнографическое наследие пещеры Шульган-Таш. Научные сотрудники НПЦ изучили опыт известных мировых древних пещер и представили свой архитектурный проект музея. «В нашем случае полную копию пещеры Шульган-Таш сделать невозможно — она слишком большая. Музей в нашем видении мог бы в некоторых моментах повторить особенности грота. К примеру, аналогичным пещере мог бы быть вход в музей, рядом с входом — река Шульган. Что касается архитектурных особенностей, наша идея — создать синтез белого и серого цветов, как символов добра и зла, олицетворяющих братьев из эпоса «Урал-батыр»: Урала и Шульгена. В музее можно наглядно представить некоторые фрагменты стен пещеры, организовать большую экспозиционную часть, детскую игровую и интерактивную зоны. Модель музея должна соответствовать всем европейским стандартам и готова быть принять и заинтересовать большое количество туристов», — рассказал архитектор НПЦ Рустам Алибаев.

Министерство культуры РБ проводит конкурс на лучший архитектурный проект музея, подведение итогов состоится в феврале будущего года. Комплекс планируется построить за два-три года.

«Данная экспедиция стала экспериментальной, результаты ее я считаю удовлетворительными. Следующий этап очистки от современных граффити мы планируем провести в июне, потом в октябре 2016 года. Сейчас в пещере осталось два-три граффити, выполненных чернилами. Также наши специалисты будут заниматься очищением других пещер Башкирии: Идрисовской, Мурадымовской, — отметил директор Научного центра Данир Гайнуллин. — Летом мы планируем собрать международный симпозиум с участием руководителей музеев Испании, Франции, поднять проблемы реставрации наскальных рисунков и обсудить развитие туризма в регионе».

Очистка пещеры Шульган-Таш от современных граффити, реставрация стен и в целом приведение культурного объекта в первозданный вид является одной из рекомендаций для включения ее в основной список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть