Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

УМПО отмечает 90-летие

ЭКОНОМИКА|ДЕНЬГИ

УФА, 17 июл 2015. /ИА «Башинформ», Эльвира Латыпова/.

17 июля исполнилось ровно 90 лет со дня создания Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО). В этот день 90 лет назад Совет труда и обороны принял решение о строительстве в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей. В начале 1928 года новое предприятие авиационной промышленности, ставшее прародителем УМПО, было запущено в работу под номером 26.

Уфимский завод создавался для сборки комбайновых моторов, но к 1940 году был передан в Наркомат авиационной промышленности. Мощное развитие он получил в годы Великой Отечественной войны. К концу 1941 года в Уфу был эвакуирован целый ряд моторных производств из Рыбинска, Ленинграда и Москвы. Они объединились под номером головного завода — №26. В дальнейшем предприятие было переименовано в Уфимский моторостроительный завод, а в 1978 году на его базе создается Уфимское моторостроительное объединение, ставшее в 1993 году акционерным обществом «УМПО».

За годы войны в Уфе было выпущено более 51 тысячи моторов для истребителей и бомбардировщиков. На каждом третьем боевом самолете нашей страны стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой войны. В военные годы заводом руководил Василий Баландин — заместитель Наркома и заместитель министра авиационной промышленности СССР, заместитель председателя Госплана СССР. Сегодня его имя носит один из уфимских бульваров.

В первый же послевоенный год произошел коренной перелом в области авиастроения — началась эра реактивной авиации. Директором был назначен Михаил Ферин — человек-легенда, оставивший заметный след в истории объединения. Он возглавлял предприятие более 30 лет, вплоть до 1977 года. Под его руководством завод №26 одним из первых в отрасли приступил к производству ракетных двигателей РД-10А для истребителей Як и Ла. Организована сборка принципиально новых турбореактивных двигателей с центробежным компрессором — РД-45Ф и его модификации ВК-1 и ВК-1Ф для истребителей МиГ-15 и МиГ-17, Су-15, Як-50, Ла-176, Ла-200 и бомбардировщиков Ту-14, Ту-82, Ил-28.

С 1954 года запущено серийное производство турбореактивных двигателей РД-9Б конструкции А.А.Микулина с осевым компрессором для самолетов семейства МиГ-19. В историю отечественной авиации этот самолет вошел как первая серийная машина со сверхзвуковой скоростью полета. Тогда же УМПО взялось за изготовление трансмиссий и агрегатов управления к вертолетам.

В 1958-1990 годах на уфимском предприятии выпускались жидкостные ракетные двигатели более 25 моделей и модификаций. Они устанавливались на зенитных управляемых ракетах класса «земля-воздух», на стартующих с корабля морских ракетах класса «вода-вода», на ракетах «воздух-земля», сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.

Четверть века УМЗ производил двигатели для семейства МиГ-21 — одного из самых массовых истребителей мира.

С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для многоцелевого истребителя Су-27. Последняя его модификация — АЛ-31ФП — оснащена системой управления вектором тяги. Это качественно другой двигатель переходного поколения, предназначенный для сверхманевренных истребителей Су-30. В 2000 году освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП для многопрофильного многоцелевого реактивного самолета-амфибии Бе-200.

Постановлением Правительства России ОАО «УМПО» включено в состав предприятий, задействованных в производстве авиадвигателя пятого поколения. В 2010 году в воздух поднялся российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) с двигателями, производимыми при участии уфимского объединения. Свой первый полет этот самолет совершил в год 85-летия УМПО.

Сегодня УМПО является головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации. Имеет три филиала: ОКБ имени А.Люльки (Москва), Лыткаринский машиностроительный завод и Московский машиностроительный завод имени В.В.Чернышева. Продукция УМПО известна по всему миру. Впервые УМПО вышло на внешний рынок еще в 1952 году, и сегодня уфимские двигатели эксплуатируют уже 49 стран.

Накануне 90-летия в Уфе состоялось торжественное собрание. Коллектив моторостроителей поздравил Глава Башкортостана Рустэм Хамитов. Лучшие работники объединения получили государственные награды республики.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть