Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.03 ↓

EUR 69.59 ↓

23 августа Среда

Уфа   °

Любовь к сцене на всю жизнь (К юбилею актрисы Танзили Хисамовой)

ОБЩЕСТВО

УФА, 4 апр 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня свой большой юбилей отмечает ведущая актриса Башакадемтеатра им. М.Гафури Танзиля Хисамова, которая уже много лет преданно служит театру и зрителям.

Танзиля Динисламовна Хисамова родилась 4 апреля 1945 года в деревне Хазиново (Хажи) Макаровского района Башкирской АССР, ныне Ишимбайского муниципального района РБ. Семья Хисамовых жила очень бедно. Танзиля с детства помогала бабушке вести домашнее хозяйство, ухаживала за младшими братьями. Позже семья переехала в деревню Байгузино, где жили родственники матери, затем перебралась в город Ишимбай.

Танзиля училась в школе-интернате №3 города Ишимбая (ныне гимназия-интернат №2 им. Ахмет-Заки Валиди). Занималась спортом, с увлечением играла в баскетбол. Стала ходить на занятия в драмкружок, который вела Сарвар Саринова. Танзиля Хисамова всегда вспоминает ее добрыми словами за то, что она поддержала простую деревенскую девочку и заставила поверить в собственные силы.

В те годы в жизни Танзили случилось важное событие — она впервые увидела настоящий театр. Тогда в Ишимбай с выездным спектаклем «Черные цветы» приехали артисты Башдрамтеатра, среди которых были уже известные Ишмулла Дильмухаметов, Роза Каримова, Дарига Файзуллина. После спектакля Танзиля Хисамова окончательно решила, что обязательно будет актрисой и начала думать о поступлении в Уфимское училище искусств.

Вскоре мечта Танзили исполнилась, она стала студенткой театрального факультета УУИ. Училась она на курсе у Ильшата Юмагулова, которому удалось привить будущей артистке основы актерского мастерства и техники, методы перевоплощения, понимание идеи сценического произведения. Преподавали у них и выдающиеся деятели культуры Зайтуна Бикбулатова и Тамара Худайбердина, которые учили сценической речи, пластике и танцам. Среди однокурсников был Фидан Гафаров, с которым позже Танзиля много раз играла на одной сцене.

В 1966 году Танзиля Хисамова окончила училище и стала работать актрисой Башкирского академтеатра драмы им. М.Гафури. Театру она не изменила до сих пор. Только в 90-е годы прошлого столетия была вынуждена некоторое время жить во Владивостоке, чтобы поддержать семью дочери.

Войти в новый коллектив Танзиле Хисамовой помогли присущие ей старательность и прилежание, умение доводить любое дело до конца, и, конечно, любовь к выбранной профессии. Молодая актриса быстро поняла, что в театре нужно учиться и совершенствоваться постоянно, иначе можно отстать от жизни и потребностей зрителя. Она хорошо осознала, что успех — это не только заслуга актера, но и дар свыше, который нужно пестовать и совершенствовать всю жизнь.

На первых порах ее постоянно поддерживала режиссер Шаура Муртазина. Очень благожелательно относился к ней тогдашний главный режиссер театра Валиахмет Галимов, увидевший в молодой девушке будущую театральную звезду.

С первых ролей Танзиля Динисламовна проявила склонность к глубокому пониманию образов, раскрытию их драматизма. Одной из самых заметных ее работ стал образ Нади в спектакле «Трибунал» Андрея Макаёнка, который получил положительный отзыв критики и публики. Своей любимой ролью актриса считает роль Зумрат в спектакле «Нэркэс» по одноименной трагедии Ильшата Юмагулова.

За годы работы в театре Танзиля Хисамова сыграла больше сотни ролей. Среди ее наиболее известных работ Люба в спектакле «Крепостные» Александра Ульянинского по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник», Тансулпан в одноименной драме Кадыра Даяна, Салима в драме «Шонкар» Ангама Атнабаева.

С накоплением актерского и жизненного опыта актриса смогла создать немало правдивых женских образов со сложной и нелегкой судьбой, оказавшихся в центре социально-нравственных конфликтов: Сагадат («Сын солдата» Асхата Мирзагитова), Венера («Белая сирень» Нажипа Асанбаева), Фархиназ («Допрос» Хакимьяна Зарипова) и другие. Позднее в репертуаре актрисы появились острохарактерные и комедийные роли в спектаклях по произведениям Хабибуллы Ибрагимова, Наиля Гаитбаева, Флорида Булякова и других национальных драматургов.

Среди последних удачных работ Танзили Хисамовой Мать в музыкальной мелодраме Халисы Мударисовой «Цена счастья», одна из матерей рода в драме Мустая Карима «В ночь лунного затмения», Гильми в драме «Черноликие» по повести Мажита Гафури, Бабка в спектакле «Белый пароход» по повести Чингиза Айтматова. Актриса никогда не требует главных ролей, но даже второстепенные образы за счет высочайшего профессионализма она поднимает на уровень центральных.

Танзиля Хисамова имеет и свою фильмографию. В 2000 и 2001 годах она успешно снялась в фильмах ГТРК «Башкортостан» «Медаль» и «Дочь Луны». Ее яркая игра в роли жены ветерана в фильме «Медаль» надолго запомнилась зрителям. В последние годы увлеклась поэзией, в которой находит возможность выразить свои переживания и мысли. В двух номерах журнала «Шонкар» выходили подборки ее лирических стихотворений.

За большой вклад в развитие театрального искусства Танзиля Хисамова удостоена почетных званий заслуженной и народной артистки Республики Башкортостан.

Теги: юбилей
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть