Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.27 ↓

EUR 67.35 ↑

19 октября Четверг

Уфа   °

Мухамед Арсланов — основоположник башкирского театрально-декорационного искусства

КУЛЬТУРА

УФА, 15 фев 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

105 лет назад родился Мухамед Арсланов — выдающийся башкирский художник-сценограф.

Он появился на свет 15 февраля (2 февраля по старому стилю) 1910 года в деревне Мамяково Уфимского уезда, ныне это село в Кушнаренковском районе. Глава семьи занимался крестьянским трудом, был неграмотным. Мать хорошо шила, вышивала, ткала на ткацком станке, учила рукоделию дочерей. Все убранство дома — покрывала, подушки, занавески, одеяла — было сделано их руками. Маленький Мухамед часто рисовал матери узоры для вышивания. С пяти лет он уже помогал отцу в посевных работах.

Начальное образование будущий художник получил в деревне. Продолжил обучение в татаро-башкирской школе №4 города Уфы, где директором работал Закир Шакиров, известный языковед. В 1926 году в числе одаренных учеников Мухамед Арсланов был направлен учиться на художественное отделение Башкирского государственного техникума искусств (ныне Уфимское училище искусств). Во время вступительных экзаменов познакомился с Зайтуной Бикбулатовой, Арсланом Мубаряковым, Булатом Имашевым, Рауфом Муртазиным, Алексеем Храмовым и другими будущими выдающимися деятелями культуры. Со многими из них его свяжет творческая дружба. Мухамед Нуриахмедович всегда тепло вспоминал годы учебы в техникуме, полные новых впечатлений от встречи с искусством.

С 1931 года он продолжил обучение в Ленинградском институте пролетарского изобразительного искусства (ныне Санкт-Петербурский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина). Учился Мухамед Нуриахмедович у профессора Рудольфа Френца, который часто восторгался тонким чувством цвета и света своего ученика.

В 1932 году родители Мухамеда Арсланова стали жертвами раскулачивания. Его самого, как скрывшего социальное происхождение, в 1934 году исключили из института. Он вернулся в Башкирию и начал работать художником Баймакского колхозно-совхозного театра.

В 1936-1946 годы Мухамед Арсланов являлся художником, затем главным художником Башакадемтеатра в Уфе. С 1938 по 1973 годы трудился главным художником Башкирского государственного театра оперы и балета. Одновременно многие годы преподавал в Уфимском театрально-художественном училище и Уфимском государственном институте искусств. В 1954-55 годы являлся председателем правления Союза художников Башкирской АССР. Избирался в члены правления Союза художников СССР и БАССР, входил в состав Художественного совета при Министерстве культуры республики.

За свою долгую творческую жизнь Мухамед Арсланов оформил более 250 спектаклей самого разного жанра. Он участвовал в постановке башкирской, русской и зарубежной оперной и балетной классики, представленной в оригинальном видении художника. Его работы всегда гармонично отражали и дополняли замысел режиссера, выделялись четким отражением драматургии спектакля, стремлением к исторической достоверности.

Заметным явлением башкирской культуры стала работа Мухамеда Арсланова по оформлению первого национального балета «Журавлиная песнь» композиторов Льва Степанова и Загира Исмагилова на либретто Файзи Гаскарова. За эскизы декораций к балету в 1968 году Мухамед Нуриахмедович был награжден медалью ВДНХ СССР.

В разные годы он готовил эскизы и оформлял декорации опер и балетов Загира Исмагилова, Рауфа Муртазина, Льва Степанова, Хусаина Ахметова, Наримана Сабитова, Назиба Жиганова, Петра Чайковского, Антона Рубинштейна, Михаила Глинки, Александра Бородина, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе.

С 1937 года работы Мухамеда Арсланова демонстрировались на республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставках. С творчеством художника были хорошо знакомы в Венгрии, Чехословакии, Польше, Германии, Румынии и других странах, где проходили выставки советского театрального искусства. Его персональные выставки с успехом состоялись в Уфе и Москве.

За большой вклад в развитие культуры Мухамеду Нуриахмедовичу были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, народного художника РСФСР и Башкирской АССР. Он награждался орденом Трудового Красного знамени (дважды), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими наградами. В 1973 году стал лауреатом Республиканской премии им. С.Юлаева. Неоднократно награждался дипломами 1-й степени на всероссийских и всесоюзных театральных фестивалях и смотрах.

Во всех делах Мухамеда Нуриахмедовича поддержку и помощь ему оказывала супруга — выдающаяся певица, народная артистка РСФСР и БАССР Магафура Салигаскарова. Дело отца продолжил его сын — Рифкат Арсланов, ныне один из ведущих сценографов республики, профессор Уфимской государственной академии искусств. Внучка Диана тоже стала художником.

Мухамед Арсланов скончался 20 октября 2002 года и похоронен на Мусульманском кладбище Уфы. Работы выдающегося художника хранятся в Государственном центральном театральном музее имени А.А.Бахрушина в Москве, Государственной Третьяковской галерее и Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.

Теги: память
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть