Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

Муртазин-Иманский — основатель башкирского национального театра (К 130-летию со дня рождения)

КУЛЬТУРА

УФА, 5 янв 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня день памяти выдающегося деятеля башкирской культуры Валиуллы Муртазина-Иманского. В истории республики он остался как видный актер и режиссер, крупный теоретик театра, зачинатель национального театра в России.

Валиулла Муртазин-Иманский (настоящее имя Валиулла Гайназарович Муртазин) родился 5 января 1885 года в деревне Имангулово 1-е Мурапталовской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии, ныне Октябрьского района Оренбургской области.

В 1903-1905 годах Валиулла Гайназарович учился в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. В 1905 году поступил актером в театральную группу передвижного театра «Мусульманская драма и мелодрама» Ильясбека Кудашева-Ашкадарского. В 1907 году в Оренбурге с огромным успехом был представлен спектакль «Ученые и невежды» по комедии Александра Островского «В чужом пиру похмелье», в котором впервые выступил Валиулла Муртазин.

Он принял активное участие в создании первой мусульманской профессиональной труппы «Сайяр» и работал в ней актером и главным режиссером с 1907 года. В 1912-1915 годах входил в антрепризную труппу «Нур» первой татаро-башкирской актрисы Сахибьямал Гиззатуллиной-Волжской, находящейся в Уфе и гастролировавшей в Казани и Оренбурге.

В 1915 году создал собственную антрепризу «Ширкэт», в которой стал ведущим актером, режиссером и художественным руководителем. Позже она была преобразована в Театр Муртазина-Иманского при Культпросветкомиссии Башкирского правительства, в 1920 году — в Мусульманскую группу при политотделе 1-й Революционной армии.

В 1919 году Валиулла Гайназарович сформировал государственную театральную группу — 1-й Башкирский государственный театр в Стерлитамаке, из которого позднее образовался Башкирский академический театр драмы. Почти два десятилетия он верно служил театру, работал актером, режиссером-постановщиком, в разные годы был директором и художественным руководителем.

Одновременно Муртазин-Иманский являлся начальником Управления зрелищными предприятиями народного комиссариата просвещения Башкирской АССР, заместителем начальника и начальником Комитета по делам искусств при Совнаркоме БАССР. С 1926 по 1937 год преподавал, до 1928 года являлся заведующим театральным отделением Башкирского техникума искусств. Был членом ВКП(б).

Как актер Муртазин-Иманский сыграл около 500 ролей в спектаклях самого разнообразного репертуара. Обладая большим сценическим темпераментом, редкой пластичностью, яркой эмоциональностью, он создал запоминающиеся образы в классических спектаклях по пьесам Генриха Гейне (Альмансор в одноименной пьесе), Фридриха Шиллера (Фердинанд, Карл и Франц Мооры в «Коварство и любовь» и «Разбойники»), Николая Гоголя (Хлестаков в «Ревизоре»), Максима Горького, Александра Пушкина.

Валиулла Гайназарович вдохновенно и одухотворенно сыграл ряд ролей национального репертуара: Юмагула («Ашкадар» Мухаметши Бурангулова), Салавата Юлаева («Салават и Пугачев» по пьесе Муртазина-Иманского и Даута Юлтыя, «Салават батыр» по исторической драме Абдулкадыра Инана, «Пугачевщина» по драме Константина Тренёва).

Муртазин-Иманский талантливо ставил первые спектакли национального репертуара по пьесам Гаяза Исхаки, Галиаскара Камала, Сагита Рамеева, Фатиха Амирхана и других драматургов. Он первым поставил на театральной сцене музыкальную мелодраму «Галиябану» Мирхайдара Файзи, инсценировал поэму Шайхзады Бабича «Газазил» («Азазель»).

В 1930 году Муртазин-Иманский выступил с докладом об основных принципах художественного метода социалистического реализма на Всесоюзной олимпиаде театров и искусства народов СССР в Москве.

В эти годы Валиулла Гайназарович стал создателем новой театральной системы, которая представляла синтез последовательного реализма, экспрессионизма и конструктивизма. В его учении художественный ансамбль рассматривался как театрально-сценическое отражение народного обряда. В те годы системой Иманского руководствовались все существующие театры республики.

Власти республики приняли меры по приведению театральной системы «в соответствие с линией партии» и ликвидации национальных особенностей театра Башкортостана. В 1931 году Башкирский обком ВКП(б) принял резолюцию «О развитии башкирского национального театра», в котором предписал строго придерживаться «пролетарской классовой линии» и бороться с реакционно-националистическими тенденциями. После этого началось искоренение самобытных форм национального театра, унификация театрального творчества и переход к методу социалистического реализма.

В 1922 году Муртазину-Иманскому было присвоено высокое звание народного артиста Башкирской АССР. Этот высокий знак отличия был получен им первым среди деятелей культуры Башкирии. В 1935 году он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

Но черные тучи уже сгущались над ним. 21 октября 1937 года Валиулла Гайназарович был арестован. По обвинению в пунктах 2, 8 и 11 статьи 58-й УК РСФСР (антисоветская пропаганда и контрреволюционная деятельность) он был приговорен к высшей мере наказания. Одним из пунктов обвинения стало и «родство с врагом народа Мусой Муртазиным». Он был расстрелян 10 июля 1938 года. Место его захоронения неизвестно. Реабилитирован 26 июля 1957 года.

Статьи о жизни и творчестве Муртазина-Иманского помещены в Краткую энциклопедию «Башкортостан», 5-й том Башкирской энциклопедии, Татарский энциклопедический словарь, Википедию.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть