Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.36

EUR 69.71

21 августа Понедельник

Уфа   °

Шайхзада Бабич — немеркнущая звезда национальной поэзии (К 120-летию со дня рождения великого башкирского поэта)

ОБЩЕСТВО

УФА, 2 янв 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Шайхзада Мухаметзакирович Бабич родился 2 января 1895 года в деревне Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан, в семье муллы. Начальное образование получил в родной деревне, в медресе у своего отца Мухаметзакира. В 1910 году Шайхзада уехал в казахские степи, где обучал детей казахов и каракалпаков грамоте и письму.

В 1911-16 годы Шайхзада Бабич учился в медресе «Галия» в Уфе. В годы учебы глубоко увлекся литературой, участвовал в литературных и музыкальных кружках, печатался в рукописном журнале медресе «Парлак». После окончания учебы уехал в Троицк, работал учителем, одновременно сотрудничал в журнале «Акмулла». Летние месяцы 1917 года находился в Уфе, затем переехал в Оренбург, где активно сотрудничал с сатирическим журналом «Кармак» («Крючок»). С осени 1917 года Бабич участник башкирского национального движения, секретарь Башкирского областного центрального шуро (совета), редактор газеты «Башкорт», руководитель молодежной организации башкир «Тулкын» («Волна»).

В 1918-1919 годах работает военным корреспондентом в башкирских войсках. 25 февраля 1919 года назначается сотрудником отдела башкирской советской печати Башревкома. К сожалению, Шайхзада Бабич стал одним из многих жертв кровавой Гражданской войны. 28 марта 1919 года при перевозке типографии Башревкома в Оренбург Шайхзада Бабич был жестоко убит в селе Зилаир Зилаирского кантона только что созданной Башкирской АССР.

Очень одаренный Шайхзада Бабич с детства увлекся художественной литературой, уже в шесть лет читал Габдуллу Тукая, Мажита Гафури, рано научился писать. Первые его стихи «О, книга», «Несчастен я», «Наш сад», «Дождик, лей», «Жалоба» и другие датируются 1910 годом. В 1913 году его публикации начали появляться в журнале «Шура». При жизни поэта был издан всего лишь один его сборник стихов в Оренбурге под названием «Синие песни. Молодой Башкортостан» (1918).

Шайхзада Бабич пришел в литературу, вдохновленный идеями просветительства и национального возрождения. Стихотворение «Для народа», написанное в 1914 году, ярко и полно выразило его программные устремления. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа.

В период Февральской революции он помогал организовать и выпускать в Троицке газету «Освобожденная нация». И сам публиковал в ее первых номерах стихи «Да здравствует рабочий!», «Подарок свободы», «Сходство частичное», проникнутые революционным духом и свободой.

Бабич прекрасно чувствовал политическую обстановку, своеобразно воплощал ее в своих стихах и поэмах. И в тоже время он был тонким лириком, живописцем, умеющим передавать красоту природы, нежные чувства («Весенняя песнь», «Курай», «Красавицы», «Мой ангел», «Цветник имен» и др.). Восхищает музыкальное звучание таких стихов, как «Скрипка» и «Мандолина». Шайхзада Бабич виртуозно владел мандолиной, прекрасно пел башкирские народные песни. Многие композиторы уже в советское время обращались к стихам Бабича. Ведущие композиторы Башкортостана Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Рим Хасанов и другие часто писали песни и романсы на его стихи.

Шайхзада Бабич автор многих героических стихов, зовущих к борьбе за свободу и независимость «Башкортостан», «Нежданно», «Салават-батыр», «Раскрой глаза!» и других. Объемное «Стихотворение — обращение к башкирскому народу» (1919) Бабича является уникальным документом той сложной эпохи, где поэт сумел в доступной форме объяснить черты времени и особенности башкирского национального движения. Оно было написано в считанные часы, напечатано в виде листовки и передавалось из рук в руки.

Шайхзада Бабич завоевал популярность как блестящий сатирик и юморист. Баллада «Клоп» (1916), поэма «Газазил» (1916), цикл эпиграмм «Китабеннас» стали заметным явлением во всей тюрко-язычной литературе.

Бабич высоко поднял культуру и технику стиха, успешно использовал в своем творчестве традиции башкирских народных песен и кубаиров, учился на лучших образцах восточной классической поэзии.

Произведения Шайхзады Бабича занимают выдающееся место не только в литературе начала двадцатого века, но и во всей истории развития башкирской поэзии. Его творческий путь продолжался менее десяти лет, произведения поэта публиковались в печати в течение всего четырех—пяти лет. Но его стихи, баллады, эпиграммы, фельетоны, сценическая деятельность стали заметным историческим событием в духовной жизни нации. Первые же произведения молодого поэта свидетельствовали об их неразрывной связи с башкирской действительностью и народом, и чем дальше, тем больше крепли эти глубокие корни. По словам Равиля Бикбая, огромна заслуга Шайхзады Бабича в том, что он поднял на новую высоту искусство слова, обогатил идейно-эстетическое содержание башкирской поэзии, неоспоримы его заслуги и в развитии поэтического мастерства.

В 1995 году постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан с целью поощрения наиболее талантливой молодежи была учреждена Государственная республиканская молодежная премия имени Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры. И с тех пор стало доброй традицией ежегодное чествование молодых талантов нашей республики в канун Дня российской молодежи.

В последние десятилетия книги Шайхзады Бабича были изданы в Уфе и Казани. На могиле поэта в селе Зилаир воздвигнут памятник. Имя выдающегося поэта носят улицы в Уфе, во многих городах и населенных пунктах республики.

Теги: память
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть