Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Он оставил потомкам бесценное духовное наследие (К 125-летию со дня рождения ученого и поэта Нигматуллы Хакимова)

ОБЩЕСТВО

УФА, 29 дек 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов /.

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Нигматуллы Хакимова — ученого-энциклопедиста, который оставил свой яркий след в педагогике, фольклоре, поэзии, журналистике, философии и других областях. Несомненно, это был один из образованнейших людей своего времени. Он знал более четырех десятков языков, на 25 языках свободно писал, читал и говорил. Своим современникам он был известен по краткому псевдониму «Нигмат Хаким».

Нигматулла Хакимов родился 29 декабря 1889 года в деревне Еланлино Златоустовского уезда Уфимской губернии, ныне Кигинского муниципального района Республики Башкортостан, в семье крестьянина. Начальное образование он получил в сельском медресе, продолжил учебу в Уфимском медресе «Галия». Работал учителем в Уфе, одновременно занимаясь литературным творчеством, часто выступал в периодической печати на темы воспитания, обучения и истории родного края. Его близкими друзьями в те годы были Мажит Гафури и Сайфи Кудаш. В 1913 году Нигмат Хаким выпустил в свет поэтические сборники «Музыка сердца» и «Порыв души». В 1912-16 годах преподавал в Верхнекигинском 2-классном училище, обучал грамоте детей крестьянской бедноты.

После октябрьских событий 1917 года сотрудничал в революционной печати и работал на ниве народного просвещения. По 1921 год Нигмат Хаким преподавал на курсах подготовки учителей и в школах, занимался журналистикой, вел активную агитационно-массовую работу среди татарских и башкирских трудящихся.

В 1921 году он переехал в Ташкент, где работал в Институте просвещения для тюркских национальных меньшинств и в женском узбекском институте преподавателем общественных наук, тюркских языков и литературы, одновременно продолжая свою литературную деятельность и антирелигиозную пропаганду среди мусульманского населения.

В 1926 году Нигмат Хаким поступил в Ленинградский институт народов Востока, по окончании которого в 1928 году его оставили в аспирантуре. Он стал одним из первых башкир и татар, получивших государственный диплом об ученой степени кандидата наук. Далее работал в Казанском педагогическом институте в должности преподавателя, затем доцента кафедры татарского языка и литературы. Параллельно преподавал в Казанском государственном университете имени В.И.Ленина и в Институте инженеров коммунального строительства.

Нигмат Хаким всегда интересовался народным устно-поэтическим творчеством. Наш славный земляк стал первым, кто обнародовал знаменитое сказание о Едигее и Тохтамыше. В Новосибирской области ему удалось записать полный и наиболее ценный вариант этого сказания, впоследствии ставшего предметом специального академического исследования. К сожалению, из-за него он был обвинен в национализме, лишен работы и несколько месяцев содержался в Казанской тюрьме.

В последние годы жизни Нигмат Хаким работал научным сотрудником-библиографом в научной библиотеке Казанского госуниверситета. Наки Исанбет вспоминал, что Нигмат Хаким жил очень бедно, но много помогал друзьям в издании различных книг по родному языку и литературе. Если у него появлялись деньги, то он тратил их на приобретение книг. Как писал Наки Исанбет, в комнате, где проживал ученый, была только железная кровать, стол и табуретка, все остальное — книги, от пола до самого потолка.

За свою сравнительно короткую жизнь Нигмат Хаким опубликовал более пятидесяти научных работ. Первые из них — «Вопросы орфографии» и «Учебник по орфографии» вышли в свет еще в 1917-18 годах. Свободно владея многими восточными языками, он часто выступал в печати со статьями на национальных языках — татарском, башкирском, узбекском, туркменском.

Нигмат Хаким избирался делегатом 1-го Всесоюзного тюркологического съезда, посвященного вопросам латинизации письменности тюркоязычных народов. В период 1920-28 годов в своих трудах он уделял большое внимание разработке основ татарской грамматики («Основы грамматики», «Вопрос о падеже», «Главнейшие исторические моменты в разработке грамматик» и многие другие). Впервые им был дан подробный обзор татарских грамматик, изданных в дореволюционный и послеоктябрьский периоды («Создание татарских грамматик и Г.Ибрагимов», 1928).

Нигмат Хаким проявлял живой интерес и к вопросам терминологии. Им было составлено полное собрание грамматических терминов, извлеченных из научных трудов крупнейших татарских языковедов. В отдельных своих работах он обращался к проблемам развития татарского языка, определяя пути и этапы его формирования.

Определенный вклад внесен Нигматом Хакимом в изучение философских и религиозных учений Востока. Его перу принадлежит значительное число работ по истории философии и ислама — «Диалектический материализм» (Критика философии ислама) (1922), «Научный взгляд на уразу» (1924), «Происхождение мира» (1924), «Происхождение религии ислама» (1926).

Глубоко преданный науке, высоко эрудированный специалист, неутомимый труженик Нигмат Хаким заслуженно пользовался всеобщим признанием и глубоким уважением. Но в середине 30-х годов над ним стали сгущаться тучи сталинских репрессий. В ноябре 1936 года он был арестован вторично. Суд состоялся 3 августа 1937 года в Москве. Ученый подвергался страшным пыткам, но полностью отклонил предъявленные ему лживые обвинения в «участии в контрреволюционной троцкистской националистической организации». Смертный приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Известно, что он проживал в доме 4 по улице Комиссариатской в Казани. Вместе с бедной обстановкой были конфискованы его труды и большая библиотека, все это пропало бесследно. В архивах до сих пор хранится справка за подписью лейтенанта госбезопасности Каменьщикова, где утверждается, что Нигмат Хакимов «в течение всего 1936 года ведет фашистскую контрреволюционную пропаганду, умышленно провокационно толкует международные события, восхваляет фашизм, говорит о целесообразности войны, причем клеветнически и оскорбительно отзывается о тов. Сталине…».

Отсюда следует скорый вывод, что Хакимов подлежит аресту по обвинению в преступлении, предусмотренном статьями 58/10 и 73/1 УК. Есть данные, что он был похоронен в общей яме на Донском кладбище в Москве, где обычно зарывали тела расстрелянных. Около сорока лет дочь Нигмата Хакима Адиба Хакимова, инвалид, проживавшая тогда в Уфе, пыталась добиться реабилитации отца и возврата его уникальной библиотеки. Только в 1995 году она была признана пострадавшей от политических репрессий и получила право на бесплатный проезд на городском транспорте (которое очень скоро отменили) и крошечную прибавку к пенсии.

Имя Нигмата Хакима сегодня носит одна из улиц райцентра Верхние Киги и села Еланлино. Богатый материал о жизненном и творческом пути ученого собран в музеях Eланлинской и Верхнекигинской школ. Многие работы Хакима, содержащие богатый фактический материал, меткие наблюдения и глубокие обобщения, не утратили своего научного значения и в наши дни.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть