Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15 ↑

EUR 68.47 ↓

3 декабря Суббота

Уфа   °

Наки Исанбет — носитель культуры своего народа (К 115-летию со дня рождения писателя)

ОБЩЕСТВО

УФА, 29 дек 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Наки Исанбета — нашего земляка, видного татарского писателя-классика, без творчества которого невозможно представить национальную литературу двадцатого века. Он известен также как поэт, драматург, фольклорист, языковед и переводчик.

Наки Исанбет (настоящее имя Наки Сиразетдинович Закиров) родился 29 декабря 1899 года в деревне Малояз Златоустовского уезда Уфимской губернии, ныне Салаватского района Республики Башкортостан. Рос и воспитывался в семье муллы. Получил начальное образование в сельском медресе, затем продолжил обучение в уфимском медресе «Хусаиния» и казанском медресе «Мухаммадия».

В 15 лет, будучи шакирдом в Казани, Наки уже был известен как автор популярных произведений, активно печатался в местных журналах. В это время проявился его интерес к слову и языку, а свою беззаветную любовь к народному творчеству, родному языку он пронес через всю жизнь. После учебы в Казани работал учителем в школах Башкирии. В 1920 году Наки Исанбет поступил в Уфимский институт народного образования, продолжил обучение в Харьковском университете. В 1923 году вернулся на родину и преподавал татарский язык и литературу на педагогических курсах в селе Месягутово, позже в Уфимском театральном училище.

С 1929 года жизнь и творчество Наки Исанбета полностью связаны с Казанью и Татарстаном. Он преподавал в Татарском театральном училище и Казанском химико-технологическом институте, работал на фабрике «Спартак», трудился заведующим методическим кабинетом в отделе народного образования Атнинского района.

Его самые первые публикации относятся к 1910 году. Поэмы «Бродяга», «Учительница», стихотворения «Против лицемерия» наполнены раздумьями о судьбах народа, месте поэта в современном обществе. В стихотворениях, вошедших в сборник «Набат» (1925), воспевается свободный коллективный труд, в поэмах «Рабочий Хафиз» (1920), «Днепрострой» (1932), «Дед Нужда» (1950) и ряде стихотворений — успехи социалистического строительства, молодость, любовь, красота природы. Многие его стихи стали словами любимых народом песен.

Он работал и как театральный критик. В своих статьях и рецензиях Наки Исанбет с принципиальной позиции оценивал успехи и проблемы национального театра. В 20-е годы прошлого столетия он становится ведущим драматургом Татарстана, автором более 30 драм, комедий и трагедий. Его пьесы «Хижрат», «Спартак», «Марьям», «Зифа», «Муса Джалиль» и другие надолго вошли в репертуар национальных театров страны.

Драматическая поэма «Туляк» (1939) послужила композитору Назибу Жиганову основой для создания одноименной оперы, премьера которой состоялась в 1945 году. В 1941 году Наки Исанбет по мотивам народных легенд восточного фольклора написал комедию «Ходжа Насретдин» — одно из лучших своих произведений. Более двух тысяч раз комедия ставилась на сцене Татарского государственного академического театра.

В ряде своих пьес Наки Исанбет поднимает актуальные проблемы свободы личности и положения женщины в обществе. В драме «Гульджамал» он удачно воссоздал образ первой татарской профессиональной актрисы Сахибъямал Гиззатуллиной-Волжской. Премьера спектакля с огромным успехом прошла в 1963 году в Уфе, городе, где взошла звезда успеха этого выдающегося деятеля театра.

Наки Исанбет широко известен как ученый, исследователь татарского фольклора. Им собрано несколько сборников татарских загадок, сказок и мифов. Его неоценимым вкладом в национальную культуру было издание уникального трёхтомника «Татарские народные пословицы». Он является и автором самого большого сборника пословиц на тюркских языках, в котором собрано, систематизировано и прокомментировано более 40 тысяч пословиц и поговорок. Наки Исанбет стал составителем и автором книг «Татарские народные загадки» и «Детский фольклор». В 1989 году им был издан «Фразеологический словарь татарского языка» в двух томах, содержащий около 50 тысяч фразеологических выражений.

Именно Наки Исанбет ввел в культурный оборот татарского народа героический эпос (дастан) «Едигей», впервые опубликовав в 1940 году его сводный текст, составленный им по принципу творческой реставрации. Новая уточненная версия эпоса была подготовлена им к публикации, но война, а затем запрет тогдашних властей, задержали опубликование. Эти материалы позже были использованы в публикациях конца 1980-х годов, но без каких-либо ссылок на авторство.

Перу писателя принадлежат переводы на татарский язык произведений русской и зарубежной классической литературы: «Полтава» и «Каменный гость» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира.

Заслуги Наки Исанбета высоко оценены. Ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Татарской АССР и РСФСР. Он являлся лауреатом Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая, народным писателем ТАССР. Награждался орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

Наки Исанбет скончался 15 сентября 1992 года и похоронен в Казани. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Одна из улиц в Советском районе города Казани носит имя выдающегося писателя.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть