Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Айрат Ахметшин — король кукольной сцены (К 65-летию известного башкирского артиста-кукольника)

КУЛЬТУРА

УФА, 4 дек 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполняется 65 лет народному артисту Башкортостана и России, известному башкирскому артисту-кукольнику Айрату Ахметшину.

В истории культуры республики не было и нет более известного артиста кукольного театра, чем Айрат Ахметшин. К сожалению, бытует ошибочное мнение, что театр кукол по своим масштабам, по накалу драматизма, по сценическим возможностям уступает драматическому театру. Такое, наверное, можно услышать от тех, кто не бывал на настоящем кукольном спектакле и черпает свои впечатления из каких-то детских воспоминаний. Между тем, истинные актеры никогда не противопоставляли «взрослый» и кукольный театры.

Вряд ли думал маленький Айрат, бегавший когда-то босиком среди деревянных домов по короткой уфимской улице Матросова, что станет известным актером, да еще кукольным. Учился он в ближайшей к дому школе №3. Тогда она не считалась такой престижной, как сегодня. В нее ходили мальчишки и девчонки из простых семей, проживавших на улицах Пушкина, Цюрупы, Фрунзе. Многие одноклассники Айрата стали знаменитыми людьми.

Артистом Айрат Акрамович стал совершенно случайно. После десятилетки пошел поступать на работу на завод имени Кирова. Но случился обеденный перерыв в отделе кадров, и на улице он увидел объявление о том, что требуется рабочий сцены в Республиканский театр кукол. Это было в далеком 1966 году. Начав с рабочего сцены, Айрат Ахметшин прошел все ступеньки в театре. Долго присматривался к работе артистов и однажды рискнул попробовать. И вроде бы получилось.

Сегодня его рабочий стаж в театре составляет почти четыре с половиной десятка лет. Своим учителем он считает Рамиля Искандарова — талантливого актера, первого кукольника, получившего звание заслуженного артиста республики, очень рано ушедшего из жизни. Важную роль в творческой судьбе Айрата Ахметшина сыграл директор театра в 60-70-е годы прошлого столетия Кашфи Гадельшин, поддержавший талантливого начинающего артиста. В 90-е годы некоторое время работал Ахметшин и художественным руководителем Республиканского театра кукол. Хотя дела и шли неплохо, но все-таки в глубине души Айрат Акрамович осознавал, что административная деятельность — не его стезя. Гораздо комфортнее он чувствовал себя в качестве артиста, когда можно видеть заинтересованные глаза зрителей, ощущать их живую реакцию.

За десятки лет им сыграны самые разные роли более чем в сотне спектаклей. А в постановке «Звезды над пустыней» по мотивам «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери Айрат Акрамович играл сразу Короля, Географа, Пьяницу, Делового человека, Честолюбца и Змею. С грустью и теплотой он вспоминает годы расцвета Республиканского театра кукол, которые пришлись на тот период, когда художественным руководителем был Владимир Штейн. Спектакли, поставленные театром в ту пору, сразу же становились большим культурным событием. О них говорили, писали и спорили. Это, конечно, в первую очередь «Божественная комедия» по пьесе Исидора Штока, «Не бросай огонь, Прометей!» по трагедии Мустая Карима, спектакль «Черноликие» по произведению Мажита Гафури. С этими спектаклями Айрат Ахметшин побывал на международных фестивалях в Индии, Венгрии, Ташкенте.

— В Индию мы приехали на 12 дней, но публика принимала нас так тепло, люди кричали «Браво!» и даже плакали, — вспоминает Айрат Акрамович. — Наши гастроли растянулись на два с половиной месяца, мы побывали в четырнадцати городах и шести штатах.

За многие годы работы в театре Айрат Ахметшин проявил себя как яркий актер уникального дарования и оригинальный режиссер со своим видением театральной темы. Многогранность актерского таланта и высочайший профессионализм, доскональное знание всех тонкостей работы кукловода позволяют ему с одинаковым успехом играть любые характерные роли, передавать эмоциональные и психологические оттенки создаваемых образов.

Судьба не обделила его высокими званиями, он является народным артистом Российской Федерации и Республики Башкортостан, до этого получил звания заслуженного артиста России и республики. С 1980 года является членом Союза театральных деятелей, удостоен дипломов фестивалей польской (1976) и венгерской (1979) драматургии в СССР.

Уже в солидном возрасте Айрат Акрамович вновь сел за студенческую скамью, заочно окончил Уфимский государственный институт искусств и Высшие режиссерские курсы в Москве. В 1987-1998 годы одновременно с работой в театре преподавал в УГИИ. С октября 2011 года он вновь стал главным режиссером — художественным руководителем Республиканского театра кукол.

И сегодня Айрат Ахметшин полон творческой энергии и планов. Внимательно изучает театральные новинки, оригинальные идеи коллег из Москвы, соседних областей и республик. Есть у него и мечта — вернуть былой авторитет Республиканского театра кукол, чтобы он стал таким, каким был в 70-е годы прошлого столетия.

Несмотря на постоянную занятость, Айрат Акрамович не забывает и свою актерскую профессию. Спектакль Республиканского театра кукол «Золотой цыпленок» с его участием получил высокую оценку на IV Международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» в Набережных Челнах. Сам Айрат Ахметшин был отмечен дипломом в номинации «Лучшая актерская роль». В 2014 году он был награжден медалью Союза театральных деятелей им. Станиславского.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть