USD 63.91 ↑

8 декабря Четверг

Георгий Вахрушев — неутомимый исследователь подземных кладовых (К 120-летию геолога)

УФА, 30 ноя 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Георгия Васильевича Вахрушева — видного представителя отечественной науки, стоявшего у истоков создания академической науки в Башкирии.

Георгий Вахрушев родился 30 ноября 1894 года в деревне Некрасовка Кси-Табынской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского района Башкортостана, в обычной крестьянской семье. Рос он любознательным и пытливым мальчишкой, но ничего не предвещало, что когда-нибудь он станет ученым с мировым именем.

Имеются архивные данные о том, что в 1915 году Георгий экстерном сдал экзамены на звание учителя и около двух лет работал в Курманаевской сельской школе. В 1917 году его как авторитетного и грамотного человека выдвигают председателем Кече-Табынского волисполкома. В 1920-1922 годы Георгий Вахрушев учился в Уфимском институте народного образования, затем там же преподавал геологию. Одновременно работал заведующим Башкирским центральным музеем и заочно учился на геолого-биологическом отделении физико-математического факультета Казанского государственного университета. В 1927 году поступил в аспирантуру при КГУ, удостоился ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. Затем работал доцентом на кафедре геологии Восточного педагогического института в Казани.

Весной 1931 года Георгий Вахрушев приехал в Уфу и до 1934 года работал в Башкирском геолого-разведочном тресте в качестве начальника сектора. Затем до 1938 года трудился в Башкирском научно-исследовательском институте промышленности. Летом 1937 года он принял участие в XVII Международном геологическом конгрессе. Затем Георгий Васильевич переезжает в Саратов, где работает заведующим кафедрой, деканом и проректором Саратовского государственного университета. В 1946-1948 годы он руководил работой НИИ геологии и почвоведения в Саратове. Он становится доктором геолого-минералогических наук, избирается профессором.

В 1951 году судьба вновь связывает его с родной Башкирией. В Уфе ученый организует Горно-геологический институт и становится его первым директором. Одновременно он стал первым председателем Президиума Башкирского филиала Академии наук СССР. С 1956 года Вахрушев преподавал в Башкирском сельскохозяйственном институте.

Георгий Вахрушев оставил глубокий след в науке. Он считается первооткрывателем месторождений верхнедевонских горючих сланцев, верхнепермских и третичных углей в Западной Башкирии. Им была научно обоснована необходимость изучения мезозойских и кайнозойских отложений в целях поисков нефтяных месторождений в западных районах республики. Одним из первых он начал изучение новейших тектонических движений в регионе.

Ученым осуществлено описание карстовых пещер Башкортостана, проведены гидрогеологические и инженерно-геологические исследования термических явлений на горе Янгантау в Салаватском районе. Георгий Вахрушев одним из первых в геологической науке внедрил геоморфологические методы: исторический принцип геоморфологического картирования, структурную геоморфологию, новейшую тектонику, связь современного рельефа с тектоникой и многое другое.

Ученый считается автором более чем 230 научных трудов. За свою жизнь он собрал огромную личную библиотеку, в которой были представлены книги по всем отраслям геологических наук: минералогии, региональной геологии, стратиграфии, петрографии. В 1972 году библиотека была приобретена научной библиотекой Уфимского научного центра РАН.

Георгий Вахрушев много сделал и для своей малой родины — Гафурийского района. Еще в 1928 году было принято правительственное решение о закрытии Красноусольского стекольного завода из-за отсутствия перспективной сырьевой базы. Ученый вместе с инженером завода Николаем Хлесткиным на свой страх и риск организовал поиск сырьевых источников и открыл Кутлугузинское месторождение кварцевого песка в Ишимбайском районе, что дало возможность продлить жизнь заводу еще на 60 лет.

В 1930 году был закрыт курорт в Красноусольском. Рассказывают, что именно позиция Георгия Вахрушева, его неравнодушие и принципиальная позиция, активные выступления в печати позволили вновь открыть его в 1939 году. Сегодня слава о санатории «Красноусольск» разнеслась далеко за пределами республики, он считается одной из лучших здравниц современной России. В 60-х годах прошлого века Георгий Васильевич предложил способ спасения озера Белое. По его расчетам была построена дамба, и сегодня озеро является памятником природы и любимым местом отдыха жителей Гафурийского и близлежащих районов.

За большие заслуги в развитии геологической науки Георгий Васильевич награжден орденом Ленина. Ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Башкирской АССР.

Георгий Вахрушев скончался 6 мая 1966 года и похоронен в Уфе. В поселке Красноусольский одна из улиц носит имя этого выдающегося ученого.