Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Саит Исмагилов — один из первых народных сэсэнов республики (К 130-летию со дня рождения выдающегося поэта-импровизатора)

ОБЩЕСТВО

УФА, 29 сен 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения народного сэсэна Башкортостана Саетгали Ахметовича Исмагилова. Современники больше знали его под псевдонимами «Саит Исмагилов» или «Саит Ярми» — по названию его родной деревни.

Саит Исмагилов родился 29 сентября 1884 года в деревне Ермеево Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне село Еремеево Чишминского района Республики Башкортостан, в семье крестьянина-бедняка. Он был старшим из шести детей. В 13 лет осиротел, батрачил у баев, работал на железнодорожных станциях. С детства сочинял стихи и песни. В 18 лет Саит научился играть на скрипке у мастера-скрипача Муллагалия из деревни Сафарово. Играл на сабантуях, йыйынах, других народных праздниках, исполняя собственные песни, такмаки и баиты. Еще будучи совсем молодым, он стал популярным музыкантом-импровизатором во всей Уфимской губернии. О самобытном таланте Саита Исмагилова в 1915 году была помещена статья в Уфимской губернской газете «Тормош» («Жизнь»).

В свое время ни один большой праздник не проходил без острых и метких песен сэсэна, исполняемых им под скрипку. Как-то сам он признался, что первый свой старенький музыкальный инструмент купил в 16 лет, продав единственную козу, а за всю долгую жизнь сменил шесть скрипок.

Однажды на сабантуе завистливые байские сынки начали высмеивать Саита, его бедное одеяние, убогий инструмент. А Саит, не обращая внимания, продолжал свою игру на скрипке, ведь об этом его просил народ. Но и байчики не унимались. Тогда Саит, сам себе аккомпанируя на скрипке, начал на ходу слагать и петь частушки — да такие язвительные и острые, что обидчики под всеобщий хохот окружающих покинули майдан.

Имя сэсэна становится известным во всей округе. С ним не раз встречался писатель Мажит Гафури, одобрительно отзывавшийся о его искусстве. После Октябрьской революции творчество Саита Исмагилова получило новое бурное развитие. В 1926-1927 годы он работал артистом в Чишминском народном театре. В начале 30-х годов творчеством Саита начинают интересоваться ученые-фольклористы. В 1938 году Саита Исмагилова принимают в Союз писателей СССР.

В 1940 году известный поэт-фольклорист Хай Мухамедьяров выпускает первую книгу его песен и стихов. В ней отражается многострадальная история башкирского народа, восславляется духовный подъем народа, строящего социалистическое общество. В годы Великой Отечественной войны Саит Исмагилов работал скрипачом в Башкирской государственной филармонии, выступал в частях Красной Армии, своими стихами, песнями воодушевлял народ к трудовым подвигам, вселял надежду на скорейшую победу. В послевоенное время его творчество было посвящено показу восстановления хозяйства, отражению самоотверженного труда, величия подвига народа.

В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета БАССР ему, одновременно с Мухаметшой Бурангуловым и Фаррахом Давлетшиным, было присуждено почетное звание народного сэсэна Башкортостана.

В автобиографии, датированной 13 декабря 1946 года, сэсэн написал, что стихи начал слагать в 1910 году. Позже они часто печатались в газете Чишминского района, областной газете «Башкортостан», литературном журнале «Октябрь». Он пишет, что в 1940 году издал свой первый сборник стихов, в 1944 году — второй, и сейчас работает над третьим сборником.

В послевоенные годы выходят в свет книги Саита Исмагилова «Песни Саита», «Слово сэсэна», «Две жизни» и другие. Его произведения — сказки «Путешествие Нужды-бабая», «Слово о Девушке-счастье», басни «Коза и овца», «Серая ворона и ворон», кубаир о Салавате-батыре и другие получили общенародное признание.

В интервью, напечатанном в газете «Кызыл тан» 19 ноября 1969 года, на вопрос журналиста о том, что бы он сделал, будь ему 20-25 лет, Саит Исмагилов отвечает: «В первую очередь, засучив рукава, поступил бы учиться». Творчество сэсэна хорошо знал и высоко ценил его великий земляк Мустай Карим. К слову, в своем стихотворении «Сабантуй» поэт несколько строк посвящает Саиту Исмагилову: «Приглашение за честь приняв, в ответ/ Прихватив с собой от родичей привет,/ Заявился вдруг и сам Ярми Саит,/ Что слагает и поёт при всех баит,/ Стар, да сердцем он, как прежде, молодой,/ Девы пляшут под напев его лихой».

Конечно, Саит Исмагилов, как и другие поэты того времени, не был свободен от идеологических пут, в чем-то, возможно, и заблуждался, по-другому, наверное, и не могло быть в те годы. Но будущие поколения не должны забывать давно ушедших от нас писателей и поэтов хотя бы потому, что те искренне и свято верили в свои идеалы, сплачивали народ или, как сейчас принято говорить, гражданское общество страны в самые тяжелые периоды жизни нашего государства, помогали людям пережить неимоверные трудности, не теряя надежды на светлое будущее. За это мы им всегда будем благодарны.

Саит Исмагилов скончался 19 октября 1972 года в Уфе. Он, его дети Закира, Марат и Закир (известный балетмейстер и режиссер) покоятся на кладбище села Еремеево Чишминского района.

Именем поэта названа улица в его родном селе. Часть произведений народного сэсэна вошли в многотомный свод «Башкирское народное творчество». В краткой энциклопедии «Башкортостан» и третьем томе Башкирской энциклопедии имеются статьи, посвященные жизни и творчеству Саита Исмагилова.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть