Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30

EUR 67.20

11 декабря Воскресенье

Уфа   °

Он завещал нам любить красоту окружающего мира (К 75-летию со дня рождения художника Мансура Якубова)

КУЛЬТУРА

УФА, 17 сен 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполнилось бы 75 лет талантливому художнику Мансуру Калтаевичу Якубову. Он прожил только 34 года, успев оставить после себя множество работ, которые продолжают радовать сердца людей.

Мансур Якубов родился 17 сентября 1939 года в селе Ново-Урусовка Сталинградской области РСФСР, ныне Астраханской области России. Здесь прошли его детские и юношеские годы. Мансур был единственным сыном в семье, которая жила небогато. Мать Мансура в свободное время часто занималась вышивкой, была искусной мастерицей. Мальчиком Мансур любил смотреть за работой матери, изучал ее любимые узоры. Затем увлекся лепкой из пластилина, рисованием. Купил в сельмаге акварельные краски, кисти и начал пробовать изобразить окружающий мир: свой дом, мать, убранство комнаты.

Очень скоро художественные способности Мансура заметили в школе, учителя поддерживали его стремление к искусству. Учительница русского языка, классный руководитель Мансура, предложила ему учиться на художника.

После 10-го класса Мансур Якубов поехал поступать в Гжельский силикатно-керамический техникум. Успешно выдержал экзамены, прошел творческий конкурс и начал учиться на отделении художественной керамики. Здесь работали подлинные мастера, влюбленные в истинное искусство, которые привили молодому человеку тягу к прекрасному и красоте.

Мансур по-настоящему увлекся керамикой, увидев возможности, которые скрываются в этом интересном виде декоративного искусства. В его руках рождались удивительные маски, вазы, тарелки, кувшины, статуэтки. Они отличались своеобразием, особой выразительностью, внутренним содержанием. Однокурсница Якубова, ныне известный московский художник Татьяна Зубова, вспоминала: «Мансур был всегда творчески настроен. Это отмечали наши педагоги, строгие и взыскательные. Он был очень талантлив…». Учиться ему было нелегко, родители не могли его поддерживать, и Мансуру часто приходилось подрабатывать.

На последнем году обучения Гжельский техникум перевели в Подмосковье и он начал называться Абрамцевским художественно-промышленным училищем им. В.М. Васнецова. Мансур получил возможность бывать в Москве, посещать музеи и выставочные залы. Особенно любил он работы мастеров русской иконописи — Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, внимательно изучал манеру письма Клода Мане, Ван Гога, Пикассо.

В 1962 году Мансур Якубов успешно окончил училище. Его дипломная работа — серия керамических работ — была представлена на ВДНХ СССР и отмечена бронзовой медалью. Он делает попытку поступить в Художественный институт имени В. Сурикова, но не проходит по конкурсу. Затем Мансур продолжил обучение в Пензенской художественной школе. Некоторое время работал в Пензе.

В 1965 году Мансур Якубов начал трудовую деятельность на Уфимском керамическом заводе. Затем работал художником Башкирского отделения Художественного фонда РСФСР в Уфе. В 1967 году его работы получили высокую оценку на юбилейной выставке в Уфе, посвященной 50-летию Советской власти. Специалисты отметили, что творчество художника Якубова является особым стилем в декоративно-прикладном искусстве Башкирии.

С 1960 года Мансур Калтаевич постоянно экспонировался на республиканских, зональных, юбилейных выставках в Уфе, Москве, Ленинграде. На Международной выставке ЭКСПО-70 в Японии были представлены его керамические маски, многофигурные композиции, которые пользовались успехом у зрителей.

Одновременно Мансур Якубов занимался чеканкой, наполненной национальными мотивами, глубоким философским содержанием, внутренней экспрессией. Его работы сегодня украшают интерьеры Уфимского железнодорожного вокзала, гостиницы «Башкортостан», Дворца культуры «Юбилейный». Монументальное панно мастера придает национальный колорит Дворцу культуры машиностроителей в Уфе. Мансура Якубова заслуженно считают основателем школы чеканки в Башкортостане — древнего вида прикладного искусства башкир.

Мансур Калтаевич много экспериментировал, использовал возможности тонировки, объемной и плоскостной чеканки, изобретал новые приемы и технологии для реализации художественных идей. В его чеканных работах «Сыны Башкирии», «Башкирия», «Кумыс», «Мелодия», «Салават и Пугачев» чувствуется знание формы, высокое знание техники, внутренний динамизм.

В 1968 году Мансура Якубова принимают в Союз художников. За серию работ по чеканке ему присуждают звание лауреата молодежной премии имени Г. Саляма. Он стал инициатором и организатором создания в Уфе первого керамического цеха при Горпромкомбинате.

В последние годы жизни Мансур Калтаевич много работал в области скульптуры. Успел сделать деревянные композиции «Колесо жизни», «Старец», композицию «Материнство», скульптуру «Росток» и другие работы. У него осталось много картин, которые были декоративными и служили предварительным этапом для последующих скульптурных и чеканных работ. Известен его портрет, сделанный художником Рашитом Нурмухаметовым.

Мансур Якубов умер 27 сентября 1973 года после тяжелой болезни. Похоронен он в Уфе. Большая часть его работ хранится в Башкирском художественном музее имени М.В. Нестерова. Немало работ мастера хранится в частных коллекциях России.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть