Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Он свято верил в светлое будущее своего народа (К 150-летию со дня рождения государственного деятеля и просветителя Гайсы Еникеева)

ОБЩЕСТВО

Исполнилось 150 лет со дня рождения Гайсы Еникеева — одного из самых известных деятелей прошлого, который остался в памяти народа как депутат двух созывов дореволюционной Государственной думы, педагог и просветитель, страстный собиратель народного фольклора, блестящий певец, географ и краевед.

Гайса Еникеев родился 2 июля 1864 года в деревне Новая Каргала Богадинской волости Белебеевского уезда Оренбургской, позже Уфимской губернии, ныне село Верхние Каргалы Благоварского района Республики Башкортостан. Семья Еникеевых относилась к старинному дворянскому роду татарских мурз.

Начальное образование Гайса получил в местной русско-татарской школе, затем окончил Оренбургскую инородческую учительскую семинарию с наградой 1-й степени. Работал учителем начального училища при той же семинарии, руководил практическими занятиями учеников выпускного класса, давал образцовые уроки для участников съездов народных учителей, устраиваемых при семинарии. Активно пропагандировал новые методы обучения в башкирских и татарских школах. В 1890-1895 годы Гайса Еникеев — заведующий русско-татарским начальным училищем в Оренбурге. Являлся членом Оренбургской Ученой архивной комиссии и Русского географического общества. В 1895-1903 годах служил в Оренбургском отделении Государственного банка. Одновременно работал преподавателем, затем был заведующим медресе «Хусаиния» в Оренбурге. С 1903 — директор суконной фабрики в Симбирской губернии.

В 80-90-е годы много сделал по сбору татарских и башкирских народных песен. Объездил Поволжье и Приуралье, встречался со знатоками старины, сказителями, певцами и кураистами. В Казанской, Оренбургской, Самарской и Уфимской губерниях собрал около 500 песен, часть из них перевел на ноты. Составил рукописный сборник «Башкирские и татарские песни», который хранится в Уфимской государственной академии искусств, один из вариантов сборника, включающего 144 песни, находится в Научном архиве УНЦ РАН. В 1929 году часть сборника из 114 песен приобрел Наркомпрос Башкирской АССР. Сам Гайса Хамидуллович прославился как блестящий исполнитель башкирских народных протяжных песен, обладал хорошо поставленным лирическим тенором и яркой, самобытной манерой исполнения.

В октябре 1907 года Гайса Еникеев был избран депутатом 3-й Государственной думы Российской империи от Казанской губернии. Активно работал в Мусульманской фракции, неофициально сотрудничал с Конституционно-демократической фракцией. Занимался подготовкой законопроектов об отмене ущемления прав граждан, связанных с их религиозной или национальной принадлежностью. Входил в комиссии по народному образованию, рабочему вопросу, исполнению государственной росписи доходов и расходов. Выступал в защиту прав тюркского населения России, за обучение башкир на родном языке, критиковал политику русификации и ассимиляции малых наций, притеснения инородцев, насильственной христианизации и расхищения земель коренных народов.

В октябре 1912 года Гайса Еникеев был избран в 4-ю Государственную думу от Оренбургской губернии. Входил в Мусульманскую фракцию, являлся товарищем (заместителем) секретаря Госдумы, входил в комиссии по народному образованию, путям сообщения, вероисповедным вопросам, выработке законопроекта о печати. Часто выступал с критикой правительства, защищая интересы российских мусульман, высказывался за начальное образование на родном языке, ограничение татар в праве на приобретение недвижимости в Средней Азии, расширение сети государственных школ для инородцев.

В июне 1914 года участвовал в работе Мусульманского съезда в Санкт-Петербурге, посвященного реформе религиозного управления, выступал с собственным проектом организации работы мусульманского прихода (махалли). После Февральской революции 1917 года находился в Петрограде, являлся членом Временного комитета Государственной думы, представителем Думы на совещании при Министерстве внутренних дел. Участвовал в организации 1-го Всероссийского мусульманского съезда в Москве (май 1917 года). В августе 1917 года получил разрешение на поездку в Поволжье и степные районы Туркестана.

После Октябрьской революции 1917 года Гайса Еникеев отошел от активной политической деятельности. В 1918-1923 годы он жил в Вятке, работал в Вятском губернском отделе народного образования, являлся членом коллегии губернского комиссариата, трудился на разных административных и хозяйственных должностях. В ноябре 1923 года переехал в Уфу, где работал инспектором банка «Башсельхозкредит». Являлся членом Научного общества по изучению быта, истории и культуры Башкирии. Постоянно выступал в печати за реформу образования, активное изучение современных дисциплин в национальных школах. С мая 1928 года находился на пенсии.

Скончался Гайса Еникеев в марте 1931 года и похоронен на Мусульманском кладбище Уфы.

Теги: память
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть