Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.36

EUR 69.71

21 августа Понедельник

Уфа   °

Современники называли его «железным» Спатаром (К 95-летию со дня рождения крупного хозяйственного руководителя Ивана Спатара)

ОБЩЕСТВО

Cегодня исполнилось бы 95 лет одному их известных людей прошлых лет Ивану Парфёновичу Спатару, видному руководителю и организатору железнодорожного транспорта страны.

Иван Спатар родился 29 января 1920 года в селе Загнитково Подольской губернии, ныне Пищанского района Винницкой области Украины, в многодетной крестьянской семье. С 14 лет начал трудиться в местном колхозе «Победа», одновременно учился в школе. Рассказывают, что Ваня Спатар постоянно убегал из дома, чтобы на далекой железнодорожной станции посмотреть на паровозы и поезда.

В 1937 году он поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта. В годы войны вместе с красноармейцами ему пришлось отбиваться от наступавших фашистов, восстанавливать пути, по которым вывозили раненых и детей. С 1942 года Иван Спатар работал заместителем начальника станций Кувандык, Никель и Орск Оренбургской железной дороги. Очень уважал он свою первую награду — медаль «За победу над Германией».

С 1945 года Иван Парфёнович находился на партийной работе в Орске, затем был назначен начальником Бузулукского отделения Куйбышевской железной дороги. В 1956 году окончил Академию железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР и возглавил Абдуллинское отделение дороги. В 1958 году Иван Спатар назначается заместителем начальника Уфимского отделения. Затем работает главным инженером Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги. С 1962 по 1982 годы, более двадцати лет, он возглавлял отделение дороги, снискав уважение и авторитет. После ухода на пенсию он несколько лет трудился старшим референтом отдела ЖКХ, транспорта и связи Управления делами Совмина Башкирской АССР.

Начальнику Башкирского отделения дороги не раз предлагали более высокие должности. Например, его долго уговаривали стать начальником дирекции по строительству БАМа, но Иван Парфёнович остался верен родному отделению. При нем было сделано очень много — введена электрифицированная линия «Белорецк — Карламан» протяженностью 204 километра, сооружен южный обход Уфимского узла, электрифицированы участок «Чишмы — Кандры», третий и четвертый путь между станциями «Дема» и «Чишмы». Была проведена реконструкция локомотивных и вагонных депо «Дема», «Бензин», «Стерлитамак» и других. Вошли в строй новая промывочно-пропарочная установка на станции «Аллагуват», участки сигнализации и связи, другие объекты железнодорожной инфраструктуры. Сотни стрелок были оборудованы электрической централизацией, более 200 километров дороги оснащены автоблокировкой. Активно развивалась материальная база вагонных депо, путевых машинных станций и дистанций пути.

Одно из значимых событий тех лет — возведение в Уфе нового железнодорожного вокзала, инициатором которого был Иван Спатар. Большим достижением был также ввод 500 тысяч квадратных метров жилья для железнодорожников. Именно тогда Башкирское отделение стало осуществлять больше половины всех грузовых перевозок Куйбышевской железной дороги и было признано одним из лучших ее отделений.

За выдающийся вклад в развитие железнодорожного транспорта страны Иван Спатар был награжден орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, десятью медалями, удостоен знака «Почетный железнодорожник СССР». В течение двух десятков лет, с 6 по 10 созывы, он избирался депутатом Верховного Совета Башкирской АССР.

В книге «Люди. Годы. Жизнь» бывший в те годы Председателем Совета Министров Башкирской АССР, Зекерия Акназаров очень тепло вспоминал о своей совместной работе с Иваном Спатаром, называя его авторитетным руководителем, очень добрым и порядочным человеком.

Если по работе Ивана Спатара знали как жесткого и принципиального руководителя, то в обыденной жизни он был простым и душевным человеком, интересным собеседником. Очень любил поэзию, многие стихи знал наизусть, хорошо пел украинские народные песни. Дружил и общался со многими известными руководителями и деятелями культуры. «Мой друг, мой железный Спатар…» — так отозвался о нем Мустай Карим, долгие годы друживший с Иваном Парфёновичем. Вместе с супругой Галиной Дмитриевной они вырастили сына и дочь, которые продолжили дело своего отца.

Скончался Иван Спатар 29 декабря 1985 года и похоронен в Уфе. На доме №71 по улице Карла Маркса, где долгие годы жил Иван Парфёнович, установлена мемориальная доска в память об этом выдающемся деятеле. По традиции в День железнодорожника ветераны и работники отрасли возлагают здесь цветы.

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть