Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Модернизации школ Башкортостана не хватает «системного подхода» - КСП РБ

ПРАВО|ПРОИСШЕСТВИЯ

На заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Башкортостана были подведены итоги проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования в регионе. В обсуждении приняли участие глава профильного комитета Госсобрания РБ Эльвира Аиткулова, представители Администрации Президента республики, прокуратуры, МВД, ФСБ, а также руководящие работники Министерства образования, которым предстояло ответить на непростые вопросы. Проверка обнаружила ряд нарушений.

Программы модернизации региональных систем общего образования были инициированы тогдашним премьер-министром Владимиром Путиным, а в его же майских (2012 года) уже президентских указах содержалось требование довести среднюю зарплату учителей до средней зарплаты работников по экономике региона. Помимо роста зарплат, программы уделяли особое внимание развитию материально-технической базы школ, сохранению здоровья учащихся, развитию дистанционного образования, повышению квалификации учителей.

Система образования Башкортостана (кстати, одна из крупнейших в России: 3,9 тысяч образовательных учреждений, 860 тысяч учеников и воспитанников, 178 тысяч педагогов) достигла определенных успехов. В частности, по одному из ключевых пунктов: по росту заработной платы учителей. Теперь их доход на 20 процентов превышает среднюю зарплату по экономике региона (учителя получают в среднем по республике по 24,6 тысяч рублей в месяц). Остальные показатели не внушали такого оптимизма и вызвали многочисленные нарекания со стороны членов коллегии.

Общее образование республики получило в 2011-2012 годах более 3 миллиардов рублей (из бюджета республики — 253 млн, остальная часть средств была получена из федерального бюджета). Проверка показала, что министерство распределяло субсидии по районам без учета количества учеников: сверх расчетной суммы выделено почти 40 млн руб. по 52 муниципальным образованиям. Тринадцати районам были выделены субсидии в объеме 207,6 млн руб. без учета условий представления. Министерством допущены значительные отклонения фактического финансирования отдельных мероприятий от утвержденных планов. В отчетности, которую республиканское министерство сдает в федеральное Минобрнауки, были занижены остатки неиспользованных средств федерального бюджета за 2012 год на 2 млн руб.

Но основной темой разговора стали не бухгалтерские нарушения, а неудачи в модернизации образования и обновлении материально-технической базы школ. На новое интерактивное оборудование, которое позволило бы переоснастить более двух тысяч начальных классов, потрачено почти полмиллиарда рублей, но ревизоры не обнаружили «системного подхода» в приобретении этого оборудования. Заказывая те или иные технические новинки, школы их потом зачастую не используют (речь шла о «лишнем» оборудовании и школьных автобусах на сумму 10 млн рублей). Что касается автобусов, то три четверти всего парка не имеют возможности пройти техобслуживание в спецорганизациях, поскольку не заключены необходимые договоры. Треть всех автобусов стоит на улице, то есть не имеет гаражей. Наличие «лишних» автобусов представитель министерства объяснил тем, что ошибка закралась в нормативные документы: автобусы были нужнее в отдаленных районах Зауралья, но большую часть пришлось отправить в Уфу, где особой потребности в них нет.

На внедрение информационно-коммуникационных технологий в школах было выделено 940 млн рублей, 258 млн из них потрачено на покупку восемнадцати тысяч ноутбуков для учителей начальных классов. По качеству этих ноутбуков у проверяющих возникли вопросы (эксперты посчитали, что их тактовая частота ниже положенной), но главное, что «при посещении школ установлено недостаточное умение учителей пользоваться ноутбуками, большинство из них практически не используется, не обеспечен доступ к сети интернет».

— У меня мама — сельская учительница, — рассказала Эльвира Аиткулова. — Педагогам раздали ноутбуки, фактически обучения работе на них не было. Эти ноутбуки лежат мертвым грузом, тем более, если нет интернета, то это просто красивая игрушка и не более того.

В 582 школах не могут эксплуатировать компьютерные классы из-за того, что там до сих пор не создана локально-вычислительная сеть, в то время как на покупку комплектов таких классов уже потрачено в целом 600 млн руб. Возникли вопросы также к контрактам министерства с интернет-провайдерами.

По итогам обсуждения члены коллегии внесли представление в Министерство образования с предложениями по устранению выявленных нарушений.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть