Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Он выражает драматургию в цвете (К 65-летию художника-сценографа Тана Еникеева)

КУЛЬТУРА

Сегодня исполняется 65 лет Тану Гумеровичу Еникееву — замечательному театральному художнику, имя которого хорошо известно как башкирскому, так и российскому зрителю.

Тан Еникеев родился 1 октября 1948 года в Уфе. В 1975 году окончил театрально-декорационное отделение факультета живописи Московского художественного института имени В.И.Сурикова. Педагогами у него были народный художник СССР Вадим Рындин и народный художник России Михаил Курилко. Стажировался он в театре им. Е.Вахтангова.

С 1973 года Тан Еникеев работал художником-постановщиком Башакадемтеатра драмы имени М.Гафури. В 1980-2000 годы являлся главным художником театра. С 1972 года был активным участником многих республиканских, всероссийских, всесоюзных и международных художественных выставок. С 1977 года является членом Союза художников, с 1979 года входит в Союз театральных деятелей.

В Уфе и других театрах республики и страны Тан Еникеев оформил более 200 спектаклей. В своем творчестве он активно сочетает традиции классического и башкирского народного искусства, создает метафорические образы, формирующие целостное художественное решение театральной постановки. Наиболее ярко и образно мастерство сценографа проявилось в оформлении спектаклей Башакадемтеатра «Не бросай огонь, Прометей!», «Коня диктатору!», «В ночь лунного затмения» Мустая Карима, «И судьба – не судьба!...» Рифката Исрафилова по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство», «Красный паша» Нажипа Асанбаева, «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка, «Бибинур, ах, Бибинур!...» Флорида Булякова и многих других.

Тан Еникеев является также автором декораций к оперным и балетным спектаклям, поставленным в Башкирском театре оперы и балета — «Пер Гюнт» Эдварда Грига и «Скрипка Ротшильда» Вениамина Флейшмана и Дмитрия Шостаковича по рассказу Антона Чехова и других.

Работы Тана Еникеева находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.Нестерова, Театральном музее им. А.А.Вахрушина в Москве, ряде областных музеев России.

За большие заслуги в развитии театрального искусства Тану Еникееву присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Башкирской АССР. Он является лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства, республиканской молодежной премии имени Г.Саляма. Дипломант фестиваля «Московская театральная весна» (1983), Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» (1998, Казань), лауреат международного фестиваля «Туганлык» (1996, Уфа).

В 2000 году Тан Еникеев переехал в Оренбург. Работал главным художником Оренбургского государственного областного театра драмы им. М.Горького. Здесь сложился творческий тандем Тана Гумеровича с нашим другим выдающимся земляком, художественным руководителем театра Рифкатом Исрафиловым. Тан Еникеев оформил более двадцати постановок по пьесам Жана Батиста Мольера, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Бориса Васильева, Александра Вампилова и других. Многие спектакли стали участниками и дипломантами престижных всероссийских и международных фестивалей, на которых критики всегда высоко оценивали работу художника, отмечая глубину его мысли, сильный ассоциативный ряд в художественном образе спектакля, безупречный «вещный» мир эпохи.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть