Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Хашим Мустаев – патриарх башкирского танца (к 95-летию известного танцовщика)

КУЛЬТУРА

Сегодня исполняется 95 лет выдающемуся деятелю культуры Башкортостана, артисту балета, балетмейстеру и постановщику танцев Хашиму Фатыховичу Мустаеву. Ему выпала удивительная судьба учиться в Ленинградском хореографическом училище, дружить с Рудольфом Нуреевым, танцевать в первом башкирском балете, продолжать дело знаменитого Файзи Гаскарова.

Хашим Мустаев родился 11 сентября 1918 года в деревне Казарма Уфимского уезда одноименной губернии, ныне Кушнаренковского района Республики Башкортостан. С 1925 по 1929 год учился в 20-й школе первой ступени города Уфы. Затем продолжил образование в советской татарской общеобразовательной школе-семилетке. Директором школы был известный педагог Закир Шакиров, отец будущего первого секретаря Башкирского обкома КПСС.

С 1934 года Хашим Мустаев учился в театральной студии при академическом театре драмы, созданной главным режиссером театра Тимер-Булатом Имашевым. С 1936 года он работал там актером. В 1938 году окончил балетное отделение Башкирского театрально-художественного училища. В том же году Хашим Фатыхович поступил в Ленинградское хореографическое училище.

С началом Великой Отечественной войны Хашим Мустаев вернулся в Уфу и работал солистом балета в объединенной труппе Башкирского оперного театра и Киевского театра оперы и балета им. Шевченко. В сентябре того же года ушел добровольцем на фронт. Окончил Челябинскую военную авиационную школу механиков и служил в авиаполку на Западном фронте. В 1943 году по просьбе правительства Башкирии в связи с постановкой первого башкирского балета «Журавлиная песнь» Хашим Мустаев был демобилизован и отозван с фронта. В 1944 году он успешно участвовал в премьере балета на сцене Башкирского театра оперы и балета, где танцевал в заглавных партиях Арсланбая и Юмагула.

В 1946 году Хашим Фатыхович закончил прерванную войной учебу в Ленинградском хореографическом училище. Более 20 лет работал солистом балета в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М.Кирова. В этот период он поставил там ряд танцев в классических балетах, выпускные спектакли хореографического училища, на сцене Башкирского театра оперы и балета – балеты «Черноликие» и «Гульназира», концертные номера. С 1964 года трудился заведующим хореографическим отделением Уфимского училища искусств, с 1965 года преподавал в Ленинградском хореографическом училище.

В 1970 году Хашима Мустаева приглашают на работу художественным руководителем Ансамбля народного танца им. Файзи Гаскарова. В те годы один за другим появились в программе поставленные им массовые танцы «Азамат», «Ирендык», «Картины прошлого», «Танец с кубызом», сольные — «На зов курая», «Подарок», «Бурзяночка», «Башкирский вальс» и другие, многие из которых стали визитной карточкой ансамбля.

Хашим Фатыхович, возглавив коллектив, стал больше внимания обращать на физическую и гимнастическую подготовку танцоров. Он был очень требователен к сценической одежде и поставил целью добиться ее изящества и удобства. В Ленинграде под руководством знаменитого художника Татьяны Бруни стали шить новые наряды, и танцовщицы ансамбля сразу постройнели, приобрели особенную стать. Именно Татьяна Бруни с Мустаевым довели до сегодняшнего уровня женский башкирский костюм, введя корсет, укороченный рукав, плотно облегающий руку в запястье и широкий у основания, сильно приталив и несколько укоротив. Более стройным, изящным, строгим стал и мужской костюм. К сожалению, позднее Хашим Мустаев не выдержал постоянного вмешательства работников обкома партии в творческий процесс и подал заявление об уходе из ансамбля.

В 1982 году Хашим Фатыхович организовал и около 10 лет руководил художественной студией «Ляйсан» при уфимском Дворце культуры «Нефтяник». Десятки молодых людей он приобщил к искусству, открыл им дорогу во взрослую жизнь. Среди его воспитанников – известные танцоры и артисты балета Роман Рыкин, Аркадий Зинов, Гульнара Халитова, Римма Закирова и многие другие. С 1995 года и по настоящее время Хашим Мустаев работает балетмейстером-консультантом в Башкирском государственном академическом ансамбле народного танца им. Ф.Гаскарова.

Несколько лет назад Хашим Мустаев написал уникальную книгу воспоминаний «Далекое-близкое», где рассказал о времени, об учителях, друзьях и коллегах. Воспоминания охватывают большой исторический период — от начала XIX века до современности. В книге увлекательно рассказывается о становлении драматического, танцевального и балетного искусства в республике. Книга богато иллюстрирована рисунками и фотографиями, а автором предисловия к ней стал народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Кстати, это не первая книга Хашима Фатыховича. Ранее он написал роман «Шонкар» — о любви башкирского юноши и русской девушки. Первоначально он задумывался как либретто к балету, которое ему заказал выдающийся композитор Загир Исмагилов. По роману собираются снять телевизионный сериал.

– В своем служении искусству, своему народу я видел суть служения своей Родине, – говорит Хашим Мустаев. – Театр – в каком бы я ни работал – всегда был для меня храмом, а зритель мне всегда остается дорог.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть