Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Общественный совет по контролю за расходами бюджета рекомендует сохранить «Башкирский троллейбусный завод»

ОБЩЕСТВО

Общественный совет по контролю за расходованием бюджетных средств при Президенте Башкортостана проанализировал эффективность работы ОАО «Башкирский троллейбусный завод», владельцем 55,41 процента акций которого является Правительство республики. Предприятие, которое производит электротранспорт в основном для Уфы и Стерлитамака, в данный момент находится на грани банкротства, сообщил член Совета Сергей Александров.

«Рабочая группа Совета установила, что производство осуществляется на технически и морально устаревшем оборудовании, на базе старых технологий, которые не могут обеспечить поставку на рынок качественной и конкурентоспособной продукции. Завод, еще недавно производивший по сотне троллейбусов ежегодно, за 2010-2011 годы произвел 30 единиц электротранспорта низкого качества. В этот временной период простой транспорта по вине производителя составил более 4,5 тысячи дней, что равняется круглогодичной эксплуатации 12 троллейбусов. В Стерлитамаке 19 машин ждали гарантийного ремонта 109 дней. В Уфе за три года упущенная выгода по вине простоя транспорта составила более 10 миллионов рублей. В момент посещения завода членами Совета работы не велись из-за отсутствия заказов», — проинформировал докладчик.

Средства бюджета, потраченные на покупку продукции БТЗ, были потрачены неэффективно, сделал вывод эксперт. В 2010-2012 годы заводу было перечислено 358 миллионов рублей. По данным, приведенным Сергеем Александровым, в России безрельсовый электротранспорт выпускают семь предприятий. Самым крупным производителем троллейбусов (до 67 процентов от общей выпускаемой продукции) является «Тролза» (г. Энгельс Саратовской области). На долю БТЗ приходится менее 10 процентов. За последние пять лет производство троллейбусов в стране снизилось почти на 50 процентов из-за сокращения госзакупок электротранспорта.

Гендиректор БТЗ Саид Закиров, принявший руководство три месяца назад, подтвердил, что завод находится в трудной ситуации: «Нет рынка сбыта, ресурсы дорогие: предприятие кредитуется под 15 процентов. Трудно конкурировать с заводами, имеющими хорошее лобби. Это завод в Белоруссии, который является полностью государственным, или частные предприятия в Вологде и Энгельсе. Над проблемами думаем, будем обсуждать на совете директоров». В течение 23 лет существования завода государство не вложило в его развитие ни копейки, отметил Саид Закиров.

Заместитель министра промышленности и инновационной политики РБ Рустам Хайруллин высказался за перепрофилирование предприятия, аргументируя свое мнение низким спросом на троллейбусы.

Заместитель министра земельных и имущественных отношений республики Вероника Урванцева предложила выставить БТЗ на приватизацию. «У завода есть все признаки банкротства, и вскоре он может столкнуться с суровой реальностью: кредиторы предъявят требования, и все имущество уйдет на торги, на погашение задолженности. Пакет акций превратится в ноль». Перспективу поддержки предприятия замминистра оценила скептически: «Средств на это в бюджете нет. Можно написать красивую программу, но давайте там укажем, откуда брать деньги. Вопрос сегодня стоит так. Либо предприятие скатывается в банкротство без помощи государства, либо все-таки мы говорим: да, будем помогать всеми силами, чтобы 200 человек не потеряли работу, а республика не лишилась марки «Башкирский троллейбусный завод». Либо мы говорим, что — да, троллейбусы плохие, и надо покупать у других производителей. А этот отдаем на приватизацию, это реальное мероприятие, и забываем про башкирские троллейбусы. Не надо тешить себя иллюзиями, что придут прекрасные конструкторы и разработают прекрасные троллейбусы. Для этого нужны совсем другие условия и другие финансовые возможности. А когда мы говорим, что ждем инвестора, то мы немножко фантазируем. Инвестор приходит и говорит: вот деньги, отдайте завод. Не видела такого, чтобы кто-то сказал: возьмите деньги, делайте прекрасные троллейбусы, а мне будет приятно. Если хотите инвестора — нужно выносить на продажу, пусть он приходит и на своем частном заводе делает троллейбусы. Пассажирам, в конце концов, все равно, кто произвел эти машины».

Заместитель председателя Госкомтранса РБ Азат Калимуллин сообщил, что на 2013-2018 годы на приобретение 113 единиц электротранспорта заложено 4 млрд 700 млн рублей. Данная сумма — единственный источник для развития БТЗ, указал чиновник. В 2013 году средства на покупку троллейбусов не выделялись.

На защиту башкирского троллейбуса встали «транспортники» и председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комиссия по борьбе с коррупцией» Аркадий Щепетков. Виновным в сложившейся ситуации он назвал правительство, у которого нет «системного подхода», а чиновников упрекнул в том, что им «лишь бы продать».

Начальник депо №2 уфимского МУЭТ Алексей Шульга высказал пожелание, чтобы завод выпускал одну стандартную модель транспорта и запчасти к ней. Это исключило бы проблемы при ремонте. Говоря о качестве продукции БТЗ, гендиректор МУЭТ Уфы Александр Олейник отметил, что, по его мнению, «все российские троллейбусы примерно одинакового качества». Надо думать о системе электротранспорта в целом и сохранять завод, сказал он. «Защитники» высказали опасение, что, купив завод, инвестор вряд ли станет продолжать строить троллейбусы, а скорее возведет на его территории в центре города торговый центр. Александр Олейник указал, что город нуждается в троллейбусах и в этом году покупает их в кредит. Его поддержал коллега из Стерлитамака, где, по его словам, половина пассажиропотока приходится на электротранспорт. «Защитники троллейбуса» как важнейший аргумент приводили экологическую чистоту данного вида транспорта в условиях промышленных городов. Размышляя о способах удержания завода «на плаву», член Совета Рим Давлетшин предложил небольшому БТЗ войти в производственный альянс с НефАЗом и подумать о производстве дополнительной продукции, чтобы завод не оставался без работы при отсутствии основных заказов.

В итоге в рекомендациях, которые пишутся после рассмотрения каждой проблемы, Совет предложил дать «Башкирскому троллейбусному заводу» шанс на успешную производственную деятельность.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть